Рекомендации родителям по нормам сна и отдыха школьника

Рекомендации родителям по нормам сна и отдыха школьника

Школа предъявляет школьнику большие требования. Ребенок включается в систематический учебный труд, у него появляются новые обязанности и заботы, ему приходится подолгу находиться без движения. Организуя правильный режим для школьника, родители могут успешно подготовить его к обучению в школе.

Соблюдение режима дня очень важно в повседневной жизни школьника. Режим дисциплинирует, помогает быть собранным. Особенно это актуально для первоклассников, так как помогает школьнику привыкать к новой жизни и правильно сочетать отдых и учёбу. Правильно организованный режим дня позволит предотвратить раздражительность, возбудимость и сохранит трудоспособность ребёнка в течение дня. Если вы заметили, что ваш ребёнок сильно устаёт, к концу дня становится вялым и нервным, а успеваемость страдает, постарайтесь правильно организовать его режим, и негативные симптомы, скорее всего, исчезнут сами.

Основными элементами режима дня школьника являются: учебные занятия в школе и дома, активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе, регулярное и достаточное питание, физиологически полноценный сон, свободная деятельность по индивидуальному выбору. При организации режима родителям следует учитывать состояние здоровья своего ребёнка и функциональные особенности данного возрастного периода. При чётком распорядке дня у ребёнка формируется привычка, когда конкретное время является сигналом для соответствующих действий.

Для обучающихся первых классов в режиме группы продленного дня рекомендуется предусматривать сон и игры. При отсутствии в общеобразовательной организации специальных помещений для организации сна и игр могут быть использованы универсальные помещения, объединяющие спальню и игровую, оборудованные встроенной мебелью: шкафы, одноярусные кровати. В образовательной организации рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях.

Для обучающихся II-VIII классов в зависимости от конкретных возможностей, рекомендуется в образовательной организации выделить закрепленные помещения для организации игровой деятельности, кружковой работы, занятий по желанию обучающихся, дневного сна для ослабленных.

Сон снимает усталость и возбуждение детей, длительное время находящихся в большом коллективе, повышает их работоспособность. Длительность дневного сна должна быть не менее 1 часа.

Для организации дневного сна должны быть выделены либо специальные спальные, либо универсальные помещения, площадью из расчета 4,0 м 2 на одного учащегося, оборудованные подростковыми (размером 1600х700 мм) или встроенными одноярусными кроватями.

При расстановке кроватей необходимо соблюдать расстояние между: длинными сторонами кровати — 50 см; изголовьями — 30 см; кроватью и наружной стеной — 60 см, а для северных районов страны — 100 см.

За каждым обучающимся должно быть закреплено определенное спальное место со сменой постельного белья по мере загрязнения, но не реже 1 раз в 10 дней.

Спальные помещения рекомендуется проветривать за 30 минут до сна, сон проводить при открытых фрамугах или форточках.

Особенно важен для ребенка достаточный по продолжительности ночной сон. Чем младше ребенок, тем больше он должен спать. Так, первокласснику необходимо спать 11,5 ч в сутки, по возможности включая 1,5 ч дневного сна.

Примерные нормы ночного сна для школьников: в 1-4 классе – 10-10,5 часа; 5-7 классы — 10,5 часа; 6-9 классы – 9-9,5 часа; 10-11 классы – 8-9 часов. Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.

Наибольшее влияние на состояние здоровья школьника оказывают количество и качество сна, питание и двигательная активность.

У детей при недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии. При недосыпании страдает удельный вес той стадии сна (так называемый «быстрый сон»), от которой зависит способность к обучению и его успешность. Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности. У детей, недосыпающих 2–2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30 % по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму.

Для полноценного отдыха центральной нервной системы и всего организма важно обеспечить не только необходимую продолжительность, но и достаточную глубину сна. Для этого нужно следующее:

— приучить ребенка ложиться спать и вставать в одно и то же время. Когда ребенок ложится спать в определенный час, его нервная система и весь организм заранее готовятся ко сну;

— ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.), время перед сном должно проходить в занятиях, успокаивающих нервную систему. Это могут быть спокойные игры, чтение;

— сформировать собственные полезные привычки («ритуал»): вечерний душ или ванна, прогулка, и т. п.;

— постель у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, просторной, чистой, с невысокой подушкой;

— комнату нужно хорошо проветривать перед сном. В момент засыпания ребенка, а также во время его сна нужно создать спокойную обстановку (устранить яркий свет, выключить телевизор, перестать громко разговаривать).

Дневной сон: как, сколько, когда?

Человеческий организм — поистине потрясающая штука: все в нем взаимосвязано и ничего в нем не случается «просто так». Вот и дневной сон у малышей играет много важных ролей, о которых мамы должны знать, чтобы сделать отдых ребенка приоритетом при организации расписания на конкретный день.

Во время первого утреннего сна детки активно учатся — они запоминают новые умения, слова, явления и после такого сна показывают гораздо более высокие результаты по воспроизведению того, чему их обучали перед сном. Этот факт описан во многих исследованиях детского сна и именно поэтому важно предоставлять деткам утренний сон, как можно дольше — так они в буквальном смысле становятся умнее! Малыши в первые полтора года вбирают такой поток информации, что мы просто обязаны дать им возможность извлечь из нее максимум и адекватный сон тут гораздо полезнее похода в развивающий кружок (а лучше, чтобы они были оба: сначала кружок, потом сон).

Обеденный сон позволяет малышам расти и развиваться физически. В этот период (и только во сне!) выделяется гормон роста, который не только помогает малышу становиться выше и больше, но и активно участвует в процессах регенерации тканей. Помните, как малыш становится сонливым, когда болеет? Одна из причин — необходимость увеличить выработку как раз этого гормона и, таким образом, помочь малышу поправиться быстрее.

Организация дневного сна

Дневной сон — хрупкий и очень зависимый от внешних факторов процесс, особенно, если вы только начинаете работать над навыками хорошего сна. Чтобы помочь малышу уснуть быстрее и проспать дольше очень важно, чтобы вы укладывали его в максимальном затемнении (максимально приближенном к ночному). Нет, малыш не приучится спать в темноте днем — это физиологическая потребность, вспомните себя — где вам комфортнее спать днем: в затемненной комнате или при ярком свете дня?

Звуковой фон в комнате для сна должен быть ровным. Не нужно стремиться к тишине — в ней намного ярче прозвучит любой внезапный всплеск звука (телефонный звонок, дети на площадке под окном, сирена скорой на трассе). В идеале вы можете использовать белый шум.

Физиология дневного сна

Дневной сон контролируется другим отделом головного мозга, нежели ночной, и служит в большей степени для эмоционального восстановления сил малыша. Дневные сны окончательно формируются и созревают гораздо позже ночного. Поэтому у младенца до 4 месяцев (от ПДР) вы можете видеть достаточно хаотичную продолжительность сна — и 20 минут, и 2 часа. Это нормально и в большинстве случаев не требует вмешательства. Главное, чтобы сохранялся некий баланс и в итоге малыш спал примерно поровну длинных и коротких снов днем.

Длительность одного цикла сна у детей короче, чем у взрослых. У нас цикл длится от 90 до 120 минут, а у малышей от 30 до 50. Когда цикл заканчивается, любой человек просыпается — и, если умеет засыпать самостоятельно, тут же снова погружается в сон (а к утру даже воспоминаний об этом не остается). Малыши, которые не могут уснуть после 40 минут всегда зависят от вашей помощи, чтобы заснуть изначально, а значит и после пробуждения между циклами сна, им самим не справиться с засыпанием.

Как же это исправить? Начинайте учить малыша засыпать самостоятельно — без груди, качания на мяче или в коляске, без пустышки, качелей или любых действий, которые малыш не может воспроизвести для себя сам без вашей помощи.

Когда стоит разбудить ребенка

Иногда действительно нужно разбудить малыша, хотя рука не поднимается это делать. И поэтому вы должны быть уверены, что ребенка действительно нужно разбудить для его же блага:

  • если малышу меньше 8 недель (от ПДР) и он спит днем больше, чем ночью. Будите каждые 2 часа и обязательно выносите на солнышко — это поможет настроить внутренние часы и вернуть самый длинный сон в ночной период;
  • если малыш в возрасте 4-8 месяцев спит больше часа в третий сон после 15-30. Такой сон даст очень небольшое восстановление, но почти наверняка смешает гормональный ритм ночного сна;
  • если ребенок на одном сне спит больше 3-х часов, то стоит разбудить кроху, чтобы ночной сон малыша начинался не слишком поздно и приходил легче.

Сколько, когда, как?

Каждая мама в какой-то момент задается вопросом, достаточно ли спит ее малыш днем? Сколько раз ему нужно спать, и как долго должен длиться хотя бы минимальный период сна, чтобы дать малютке хоть немного отдыха.

  • После 4х месяцев минимальный сон должен длиться хотя бы 75 минут;
  • К 5 месяцам большинство малышей формируют график на 3 сна;
  • К 8 месяцам третий сон уходит у 95% детей. Происходит это буквально за 2 дня: малыш просто яростно протестует против укладывания и отказывается засыпать. Если к 8 месяцам у малыша все еще три крепких сна, то стоит внимательно оценить достаточной ли продолжительности предыдущие два;
  • В интервале между 15 и 18 месяцами дети отказываются от второго сна и переходят на один;
  • Между 3 и 6 годами дневной сон уходит совсем (а уже около 25 возвращается снова, но теперь мы не можем его себе позволить).

Переход на один дневной сон

Это один из самых трудных и затяжных моментов в детском сне, поэтому мама должна принимать все решения, касательно реорганизации режима очень осторожно.

Когда?

— многие дети показывают первые попытки отказа от дневного сна, начиная с 10-12 месяцев, но фактическая готовность организма почти никогда не наступает раньше 15 мес., а в идеале стоит потянуть до 1,5 лет.

— ребенок должен отказаться от одного сна минимум 14 раз подряд, чтобы принять решение о переходе на один сон

— Если малышу стало сложно засыпать в один из снов важно начинать раздвигать сны между собой. Это, пожалуй, единственный этап, в котором я согласна с уходом от снов в 9 и 13.

— Ограничьте утренний сон часом, если видите, что потом трудно дается второй сон. Защищайте в первую очередь обеденный сон — если малыш поспит только с утра, то до вечера он накопит лишнюю усталость и тогда ночь будет непростой.

— Предложите чередующиеся дни с одним и с двумя снами.

— Не забудьте про раннее укладывание вечером. Переход на один сон это гигантская перестройка и малышу нужно будет время адаптироваться.

Cколько?

— Еще 2-3 месяца после перехода на один сон малыши спят «по-старому» всего 75-90 минут. И только через несколько месяцев сон сам по себе удлиняется до 2-3 часов. Только после этого можно возвращать укладывание вечером попозже

— От первых признаков перехода до окончательного удлинения сна проходит 4-6 месяцев, не торопите этот процесс, и помните, чем позже вы совершите этот переход, тем легче он будет для малыша.

Еще несколько советов о дневном сне

Казалось бы, мы прикладываем столько усилий, чтобы продлить сон ребенка, что же в этом может быть противоречащего хорошему сну? Однако, вот несколько моментов, которые стоит учитывать:

  • Продлевание сна грудью/качанием/соской не даст продолжительного эффекта и решит лишь сегодняшние задачи, оставив завтрашние сны в той же форме, что и сегодня;
  • Сон в движении сильно снижает восстановительный эффект от такого периода отдыха. Даже если ваш малыш проспал 2 часа в катящейся коляске/на фитболе, вы смело можете делить это время на 3, чтобы получить представление о фактическом эффекте этого сна. Вспомните, как хорошо вы высыпались последний раз, заснув в машине/самолете/автобусе?
  • Далеко не в любое время малыш будет спать с максимальным эффектом. Многочисленные исследования детских циркадных ритмов (внутренних часов) показали, что наивысшее качество сна достигается, когда малыш засыпает между 8-10 утра и 12-14 дня в местном времени;
  • Даже короткий дневной сон лучше его полного отсутствия;
  • Качественный дневной сон обеспечит более спокойное укладывание и глубокий ночной сон.

Нервная система ребенка не способна выдержать бодрствование на протяжении целого дня, если эмоциональные и физиологические силы малыша не восстанавливаются во время дневного сна, то ухудшается не только его настроение, но и самочувствие.

На ближайшем Интенсиве по режиму ребенка вы сможете решить проблемы в том числе с дневным сном малыша за счет работы над режимом, расскажем, как понять, что ребенку пора спать, сколько дневных снов должно быть у ребенка в разном возрасте, на что опираться при построении режима малыша. Кликайте на ссылку и записывайтесь!

Сколько должен спать ребенок?

Многих молодых мамочек интересует, сколько же должен спать их ребенок. Да и не только новоиспеченные родители озадачены этим вопросом. Ведь расстройства сна могут быть признаком какой-либо проблемы у любимого чада.

Сон является неотъемлемой частью нашей жизни. В это время отдыхает мозг, восстанавливая работоспособность нейронов, отдыхают все органы и системы организма. За день человек, а особенно ребенок, тратит огромное количество энергии. Во время сна, если он был полноценным, эта энергия восстанавливается, усваивается информация, полученная извне, регулируется нормальная работа органов. Именно поэтому сон так важен для растущего организма.

Все детки разные. Кто-то более подвижный и активный. Кто-то больше мыслитель. Поэтому и спят они по-разному. Но есть некоторые нормативы возрастной суточной потребности во сне. Мы приведем данные, представленные доктором Е.О. Комаровским:

  • Новорожденные – 16 часов
  • 6 месяцев – 14,5 часов
  • 12 месяцев – 13, 5 часов
  • 2 года – 13 часов
  • 4 года – 11,5 часов
  • 6 лет – 9,5 часов
  • 12 лет – 8,5 часов
  • 18 лет – 8 часов

Повторимся, что это суточная потребность. То есть в данное количество часов входят как дневной, так и ночной сон. С момента поступления ребенка в школу дневной сон из режима исчезает. Что касается дошколят, то здесь существуют нормативы не только продолжительности дневного сна, но и количества его периодов. Обратимся к доктору Комаровскому:

Количество периодов дневного сна

Длительность каждого периода, часы

Ночной сон, часы

Всего за сутки, часы

От 5-6 до 9-10 месяцев

От 9 месяцев до 1 года

От 1года до 1,5 лет

Что влияет на продолжительность сна

Данные, приведенные выше, являются среднестатистическими. Поэтому не стоит ждать, что Ваш ребенок будет спать именно столько и ни минутой меньше или больше.

На продолжительность сна влияет множество факторов. Прежде всего, это состояние здоровья. Если у Вас что-то болит, мешает расслабиться и создает постоянный дискомфорт, то о каком сне может идти речь?! Так же и у детишек. Но если ребенок испытывает общую слабость, недомогание, то продолжительность сна, напротив, будет больше. Постоянная сонливость, вялость ребенка – повод обратиться к врачу.

Психо-эмоциональное состояние также влияет на продолжительность сна. Если день был насыщенным, бурным, ребенок получил массу впечатлений, да еще и вечер выдался под стать, то, вероятнее всего, сон будет беспокойным и непродолжительным.

Существует мнение, что на продолжительность сна влияет физическая активность. Действительно, если человек физически устал, да еще и деятельность была на свежем воздухе, то он точно уснет крепко, глубоко и надолго.

Следующий фактор – это темперамент. Например, дети с преобладанием холерического темперамента спят несколько меньше среднестатистической нормы, в то время как при преобладании флегматического типа темперамента – чуть больше.

Также влияет и генетическая предрасположенность к той или иной продолжительности сна. Ученые даже выделили особый ген, отвечающий за сон.

Исходя из всего выше перечисленного, можно сказать, что потребность во сне – индивидуальный показатель.

Как обеспечить условия комфортного сна

Прежде всего, важен режим. И совершенно все равно, какого возраста ребенок. Сон (дневной или ночной) в одно и то же время способствует выработке привычки (физиологи называют это условным рефлексом). К определенному времени организм уже будет настраиваться на отдых, начнут вырабатываться гормоны, отвечающие за наступление сна. Так ребенку будет легче заснуть, а сам сон будет спокойнее.

Следующее условие — создание спокойного психо-эмоционального настроя. За час-два до сна необходимо прекратить все шумные игры. Хорошо, если у Вас выработается определенный ритуал. Это поможет ребенку настроиться на расслабление, придаст ему уверенности в правильности происходящего. Такие действия обеспечат скорейшее засыпание, спокойный сон и качественный отдых. Только ни в коем случае не включайте телевизор. Даже самые спокойные мультики и передачи не успокоят Вашего малыша. Доказано, что свечение голубого экрана препятствует выработке гормона мелатонина, отвечающего за регуляцию сна. Наилучшим сопровождением к засыпанию будет мамин голос. Можно рассказать сказку, спеть колыбельную или просто обсудить прошедший день и построить планы на завтра.
И, наконец, сама атмосфера в комнате должна быть комфортной.

Обязательно проветривайте комнату перед сном. В прохладном воздухе засыпается легче, нежели в духоте. Занавески в спальне должны быть плотными. Чем темнее в комнате, тем лучше будет сон. Это происходит от того, что мелатонин вырабатывается именно в темное время суток. Если Ваш ребенок боится темноты, то можно включить тусклый ночник. Но после засыпания его стоит выключить, чтобы не мешать процессам, происходящим в организме.

Также в комнате должно быть тихо. Громкий шум не даст ребенку долго уснуть. Но даже легкие шумы могут стать причиной недосыпания. Они просто не позволят ему качественно выспаться, даже если пройдет положенное количество времени.

Приведенные рекомендации подробно описывают достижение комфортных условий для маленького ребенка. Но и для подростков свежий воздух, отсутствие агрессивных внешних раздражителей и даже режим являются залогом полноценного отдыха.

Детский сон такой важный и такой хрупкий. Сколько должен спать ребенок – это сухие цифры. А вот сколько будет спать именно Ваше дитя, какой будет его сон и насколько он выспится во многом зависит от Вас.

Дневной сон в ДОО. Требования к организации и особенности проведения. (консультация для воспитателей)

Сон — неотъемлемая часть режима дня ребёнка. Организации дневного отдыха в детском саду уделяется особо пристальное внимание, так как в периоды бодрствования дети, как правило, очень активны, а организму малыша очень важно восстанавливать силы и накапливать энергию для деятельности во второй половине дня. Перед педагогом стоит непростая задача устроить отход ко сну так, чтобы все ребята получили возможность отдохнуть.

Просмотр содержимого документа
«Дневной сон в ДОО. Требования к организации и особенности проведения. (консультация для воспитателей)»

Дневной сон в ДОО. Требования к организации и особенности проведения.

Цели и задачи режимного момента:

— воспитание дисциплинированности у детей;

— создание спокойной обстановки, положительного настроя перед сном;

— развивать самостоятельность при раздевании, аккуратность при складывании одежды;

— воспитывать доброе отношение и уважение к сверстникам.

Сон — неотъемлемая часть режима дня ребёнка. Организации дневного отдыха в детском саду уделяется особо пристальное внимание, так как в периоды бодрствования дети, как правило, очень активны, а организму малыша очень важно восстанавливать силы и накапливать энергию для деятельности во второй половине дня. Перед педагогом стоит непростая задача устроить отход ко сну так, чтобы все ребята получили возможность отдохнуть.

спальня — площадью из расчета не менее 1,8 кв. м на 1 ребенка в ясельных группах, не менее 2,0 кв. м на 1 ребенка в дошкольных группах, без учета расстояния от наружных стен при расстановке кроватей;

Во вновь строящихся и реконструируемых дошкольных организациях необходимо в составе групповых предусмотреть отдельные спальные помещения.

Спальни оборудуют стационарными кроватями.

Кровати для детей до 3 лет должны иметь: длину — 120 см; ширину — 60 см; высоту ограждения от пола — 95 см; ложе с переменной высотой от пола — на уровне 30 см и 50 см. Следует предусматривать возможность уменьшения высоты бокового ограждения не менее чем на 15 см.

Длина стационарной кровати для детей 3-7 лет составляет 140 см, ширина — 60 см и высота — 30 см.

Кровати расставляют с соблюдением минимальных разрывов: между длинными сторонами кроватей — 0,65 м, от наружных стен — 0,6 м, от отопительных приборов — 0,2 м, между изголовьями двух кроватей — 0,3 м. Во избежание травматизма детей стационарные двухъярусные кровати не используют.

В существующих дошкольных организациях, при отсутствии спален по проекту, допускается организовывать дневной сон детей дошкольных групп в групповых на раскладных кроватях с жестким ложем или на трансформируемых (выдвижных, выкатных) одно-трехуровневых кроватях.

Новые типы кроватей должны быть безвредны для здоровья детей.

При использовании раскладных кроватей (раскладушек) в каждой групповой должно быть предусмотрено место для их хранения, а также для индивидуального хранения постельных принадлежностей и белья.

В существующих дошкольных образовательных организациях, при наличии спальных помещений по проекту, спальные помещения не допускается использовать не по назначению (в качестве групповых, кабинетов для дополнительного образования и других).

Дети обеспечиваются индивидуальными постельными принадлежностями, полотенцами, предметами личной гигиены. Следует иметь не менее 3-х комплектов постельного белья и полотенец, 2 комплектов наматрасников из расчета на 1 ребенка.

Все помещения ежедневно и неоднократно проветриваются в отсутствие детей. Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. Проветривание через туалетные комнаты не допускается.

Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание проводят в отсутствие детей и заканчивают за 30 мин. до их прихода с прогулки или занятий. При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2-4°С. В помещениях спален сквозное проветривание проводят до укладывания детей спать. В холодное время года фрамуги, форточки закрывают за 10 минут до отхода ко сну детей; открывают во время сна с одной стороны и закрывают за 30 минут до подъема. В теплое время года сон (дневной и ночной) организуют при открытых окнах (избегая сквозняка).

Контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания детей осуществляют с помощью бытового термометра, прикрепленного на внутренней стене, на высоте (0,8-1,0 метра).

Примерный режим дневного сна в ДОО

Дневной сон

I младшая группа

II младшая группа

Подготовительная к школе группа

Работа с детьми перед сном — цели и методы

Сон необходим для восстановления физиологического и психического равновесия малыша. Согласно санитарно-гигиеническим нормам, его продолжительность для детей до 5 лет составляет 2 часа, до 7 лет — 1–1,5 часа.

У многих дошколят найдётся тысяча поводов не заснуть, поэтому методическая работа перед дневным отдыхом играет важную роль. Её целями является:

релаксация детей (снижение уровня тревожности и мышечного напряжения);

восстановление нормального состояния нервной системы;

облегчение психоэмоциональной нагрузки;

ускорение процесса засыпания за счёт создания безопасной и комфортной среды.

Для достижения поставленных целей перед организатором дневного сна стоит ряд задач, решать которые ему приходится ежедневно:

Подготовка помещения для отдыха. Лучшее снотворное — это прохладный воздух. Комната отдыха должна быть убрана и проветрена. В жаркое время года рекомендуется открывать окна на проветривание (при отсутствии сквозняков!) и во время сна малышей.

Контроль готовности детей ко сну. Взрослые следят за тем, чтобы все дети сходили в туалет, умылись, помыли руки/ноги, а также переоделись в удобную для сна одежду.

Создание подходящей для сна атмосферы спокойствия и расслабленности.

Помещение, где спят дети, нужно заранее проветрить.

Методическая организация подготовки детей ко сну

Чтобы реализовать поставленные задачи, воспитатель:

определяет перечень спокойных игр перед отходом ко сну;

подбирает соответствующее спокойное музыкальное оформление (не более чем на 10–15 минут), сопровождая его снижением темпа речи, тембра и тональности голоса;

проводит комплекс дыхательных упражнений для улучшения самочувствия детей;

периодически организует беседы с детьми о важности дневного сна (этот приём больше актуален для старших и подготовительных групп);

делает подборку сказок, рассказов подходящей тематики.

Эти приёмы могут использоваться в комплексе, но для малышей первой и второй младших групп, которые в силу возраста утомляются быстрее, а значит, больше других нуждаются в отдыхе, достаточно включения музыкального фона после обеда (под проведение гигиенических процедур, переодевание) и чтения сказок. Для деток средней группы добавляем дыхательные упражнения. Они, кроме благоприятного воздействия на органы дыхания, ещё и помогают выработать правильное звукопроизношение. Это очень важная задача для данного возраста. Проводится эта гимнастика через 20–30 минут после обеда. Дети старшего возраста перед началом гигиенических процедур могут немного поиграть в спокойные игры.

Очень важно, в какой обстановке засыпают малыши. На сон настраивают:

закрытые шторы или жалюзи;

пастельные, спокойные тона стен и потолков;

Выделяется 3 ступени организации дневного сна.

Подготовка (15–20 минут).

Релаксация (5–7 минут).

Самый длительный и ответственный этап. На первом этапе дети играют в спокойные игры.

Игры для первой и второй младших групп

«Волшебный мешочек». Педагог предлагает малышам запустить ручку в мешочек с маленькими игрушками и, не вынимая её, угадать, что это.

«Подбери фигуру». Малыши получают набор геометрических фигур (3–4 шт.) и пустые трафареты. Задача: назвать фигурку и вложить её в подходящее отверстие.

Домино (лото). Если малыши уже знакомы с командными играми, то для них можно предложить домино, в котором на всех игральных костях изображены животные. Задача: игрокам нужно среди своих фишек найти ту, что продолжит линию на столе.

Игры для средней группы

Складывание заданных фигурок из элементов мозаики занимает ведущее место в картотеке игр перед сном для детей 4–5 лет.

«Острый глаз». Показываем ребятам баночку или мисочку. Их задача — оценить диаметр отверстия тары и вырезать из картона подходящего размера крышку. Тот, чья крышка будет точно совпадать, побеждает.

«Повторюшка». Педагог называет тему (обычно близкую той, что была на занятии до обеда), по которой дети подбирают слова. Малыши выполняют задание по очереди, причём, называя своё слово, повторяют те, что были озвучены раньше.

Игры для старшей и подготовительной групп

«Бабушка пошла на базар и купила…». Ведущий говорит: «Бабушка пошла на базар и купила мясорубку» — рукой имитирует движение мясорубки. Следующий участник говорит эту же фразу, но вместо мясорубки называет что-то своё (например, кофемолку, швейную машинку). После рук называются движения для ног (главное, чтобы «покупку» можно было показать простым движением). Имитируя движение названного предмета, ребёнок не перестаёт крутить мясорубку. Смысл в том, чтобы все движения делать одновременно.

«Это мой нос». Малыши садятся в круг. Один прикасается к своему подбородку и говорит: «Это мой нос». Его сосед дотрагивается до своего носа, но говорит: «Это мой подбородок». Смысл в том, чтобы говорить и показывать разные части тела (можно ограничиться одним лицом или головой).

«Король тишины». Один малыш — король — садится на стул, остальные стоят вокруг него. Монарх указывает на любого ребёнка и жестом призывает к себе. Так он выбирает себе министров. Если «министр» по дороге произвёл хоть малейший шум, он выбывает. То же самое с королём: если он зашумел, то его свергают с трона и ставят на это место первого министра, который добрался до монаршей особы беззвучно.

Этот этап уместно проводить под спокойную музыку, оказывающую общеуспокаивающее действие. Лучший вариант — звуки природы (шум леса, журчание ручья и пр.).

Воспитатель медленно и спокойно произносит текст (потешки, сказки и др.). Дети слушают хорошо знакомый голос воспитателя, к которому они привыкли. Воспитатель подходит к каждому ребенку и поглаживает его. Такое тактильное воздействие оказывает дополнительный расслабляющий и успокаивающий эффект. Уложив и поправив всем одеяла, воспитатель садится в кресло, принимает удобную позу, расслабляется. Его состояние непременно передается детям.

Переход ко сну

На этом этапе выключается музыка, дети затихают в своих постельках. В качестве сигнала к засыпанию рекомендуется придумать какую-то короткую фразу. Например, «Мальчики и девочки глазки закрывают, быстро засыпают». «Закрывайте глазки — вам приснятся сказки»

В течение всего периода отдыха воспитатель находится в спальне и контролирует правильность позы ребёнка:

На левом или правом боку.

Ручки поверх одеяла.

На животе или поджав колени спать не рекомендуется, так как такое положение тела затрудняет работу органов дыхания, кровообращение и негативно влияет на опорно-двигательный аппарат.

С теми детьми, которые категорически отказываются спать, проводится беседа с целью убедить лежать в кровати спокойно и не мешать остальным малышам отдыхать.

По данным физиологических исследований, сон на всем своем протяжении проходит разные фазы: после засыпания обычно сразу наступает глубокий сон, затем он сменяется более поверхностным и вновь глубоким. Во время ночного сна такая цикличная смена фаз может происходить до 8—10 раз, если он не прерывается. Общая длительность одного цикла, включающего фазы глубокого и неглубокого сна, равна примерно 1 ч. Днем полноценный сон ребенка обеспечивается 2—3 периодами глубокого сна, т е. в течение 1,5—2 ч периоды глубокого сна повторяются 2 раза; при 2-2,5-часовом сне — 3 раза. У возбудимых детей периоды глубокого сна продолжаются лишь 30—45 мин; неглубокий сон протекает у них, как правило, с большим числом двигательных и эмоциональных реакций. У большинства детей с уравновешенной нервной системой фазы неглубокого сна протекают без каких-либо особенностей и по длительности составляют не более 10—15 мин. Однако в это время дети легче пробуждаются от различных внешних раздражителей, шума, поэтому в период неглубокого сна, наступающего примерно через час после засыпания, важно не допустить пробуждения ребенка. Исследованиями показано, что во время дневного сна у многих детей полное торможение наступает только во второй, а иногда и в третий период глубокого сна, т. е. спустя достаточно длительное время после укладывания. Вот почему так необходимо охранять сон детей на всем его протяжении.

Сон детей старшего дошкольного возраста по своему характеру приближается ко сну взрослых, хотя и имеет свои особенности.

Для бодрого, хорошего самочувствия детей немалое значение имеет и правильный их подъем. Наиболее благоприятно самостоятельное пробуждение. А если ребенка будят, особенно в фазе глубокого сна, то просыпается он не сразу, тяжело и долго остается заторможенным, так как его физиологические системы функционируют на низком уровне. Наблюдения показывают, что дети, которых подняли с кровати после дневного сна, не дождавшись их самостоятельного пробуждения, долго не могут включиться в двигательную деятельность, бывают вялыми и пассивными. Поэтому рекомендуется, чтобы ребенок, проснувшись самостоятельно, еще 5—10 мин спокойно полежал в постели, так как резкий переход от сна к бодрствованию может отрицательно сказаться на состоянии организма. Таким образом, он подготовится к активной деятельности.

Некоторые дети даже и при самостоятельном пробуждении нуждаются в еще более длительном переходе от сна к деятельности. Моя практика показывает, что в течение примерно получаса после подъема, указанного в режиме дня детского сада, как правило, все дети самостоятельно просыпаются (если они своевременно уснули). Поэтому, лучше всего дождаться, когда они проснутся сами. Если по той или иной причине возникнет необходимость разбудить ребенка, то я делаю это, по возможности, в фазе неглубокого сна.

Однако не следует позволять ребенку, который проснулся раньше других, слишком долго оставаться в постели. Он должен спокойно встать одеться, тихо, не разбудив спящих детей перейти в игровую, и там поиграть.

Правильная организация сна предполагает активное участие ребенка в этом процессе. Сон не должен восприниматься им как нечто навязанное взрослым.

Организация процедуры сна и подъёма в ДОУ

Наталья Фалалеева
Организация процедуры сна и подъёма в ДОУ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №74 «Звёздный»

«Организация процедуры сна и подъёма в условиях детского сада с целью сохранения психоэмоционального состояния ребенка дошкольника»

Воспитатели: Самокрутова Любовь Владимировна

Фалалеева Наталья Александровна

Цель: Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения, уровня тревожности, повышенной возбудимости и создание эмоционального фона.

1. Содействовать снятию общего напряжения и мышечных зажимов, накопившегося у ребенка за определенный отрезок времени;

2. Создавать условия для изменения отношения ко сну с негативного на позитивное, снизить уровень общей тревожности;

3. Воспитывать потребность систематически выполнять дыхательную гимнастику перед сном и гимнастику после сна, а так же закаливающие процедуры, сохранять правильную осанку.

Используемые материалы: подборка музыки для сна, «волшебная палочка», дорожка здоровья.

Методы: игровой, словесный.

Приемы: дыхательная гимнастика, физминутка, художественное слово (стихи, поощрение (сюрпризный момент,

«Основной закон детской природы можно выразить так: дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием, односторонностью.

Заставьте ребёнка сидеть, он очень быстро устанет; лежать – то же самое; идти он долго не может; не может долго ни говорить, ни петь, ни читать, и, менее всего, думать; но он резвиться и движется целый день, переменяет и перемешивает все эти деятельности и не устаёт ни на минуту, а крепкого детского сна достаточно, чтобы возобновить силы на будущее».

Современный ритм жизни, который накладывает существенный отпечаток на самочувствие взрослых, испытывающих постоянное недосыпание, раздражительность, плохое настроение, в свою очередь откладывает отпечаток на детях, которые вынуждены приспосабливаться к миру взрослых соответствовать современным требования, которые, как правило, не учитывают возможности ребёнка.

Как замечают врачи педиатры и физиологи, у детей отмечается перевозбуждение, частый беспричинный плач, потеря аппетита, затруднение в самостоятельной организации своей деятельности. Некоторые дети становятся заторможенные и апатичные, что связано с включением защитных механизмов детского организма. Одним из важнейших факторов гармоничного развития ребёнка является дневной сон, который способствует восстановлению физиологического равновесия организма.

Достаточный (но не укороченный и не излишний) по продолжительности дневной сон детей определяется, не только возрастными, но индивидуальными особенностями нервной системы ребёнка.

В течение дня работоспособность ребёнка переходит от высокого уровня в первую половину с постепенным уменьшением ко времени дневного сна, восстановление после него и новое, более значительное снижение к концу дня, поэтому невозможно переоценить значение правильной организации дневного сна.

Воспитательно — образовательный процесс в детском саду насыщен и разнообразен, ребенок испытывает как физическую, так и психоэмоциональную нагрузку. От эмоционального перевозбуждения многие дошкольники имеют проблемы со сном, не могут расслабиться и успокоиться.

В процессенаблюдения за нашими воспитанниками было отмечено следующее: у некоторых детей нарастает утомление, снижается двигательная активность, при подготовке ко сну, эти детей не могут расслабиться и успокоиться.

Дети долго засыпали или не засыпали совсем, поэтому подготовка ко сну становилась не простым процессом, как для педагогов, так и для самих воспитанников.

Чтобы изменить негативное отношение детей к процедуре сна, снизить общий уровень тревожности,существует ряд рекомендаций:

Организуя дневной сон целесообразно осуществлять его после проветривания, свежий прохладный воздух лучшее снотворное.

Ребёнок должен «уйти в сон» спокойный, поэтому желательно решить все негативные вопросы, «помириться», простить все провинности и поговорить о чём-то хорошем, а лучше спеть колыбельную песню.

Подготовка ко сну требует времени, отсутствие посторонних звуков (шума, громких голосов, шепота на фоне тишины, благоприятной эмоциональной атмосферы. Мы используем музыкальное сопровождение, соответствующая речь педагога (темп, громкость, тембр, тональность голоса, приятные тактильные и визуальные ощущения.

Все эти средства удовлетворяют потребность ребёнка в безопасной и комфортной среде.

В это время происходит расслабление всех групп мышц, что вызывает снижение эмоционального напряжения, приводит к успокоению и восстановлению дыхания. Музыка не должна звучать слишком громко, продолжительность около 10 – 15 минут.

Это содействует снижению психоэмоционального и мышечного напряжения, уровня тревожности, повышенной возбудимости и создание эмоционального фона.

На первом этапе подготовки ко сну мы включали спокойную музыку, под которую дети раздевались, проходили в спальную комнату и укладывались в кроватку.

Первые звуки музыки способны снять излишнюю активность и возбудимость, оказывает общее успокаивающие воздействие.

На втором этапе проводился комплекс дыхательных упражнений, выполняемых в спокойном темпе, например игра «Роза и одуванчик», педагог регулирует выполнение упражнения словами «вдох-выдох». Упражнение повторяется 5-6 раз, оно успокаивает и способствует улучшению самочувствия и общему оздоровлению детского организма.

На третьем этапе – засыпание. Сон.

На четвёртом этапе — пробуждение детей после сна следует подготовить организм ребёнка к двигательной активности, осуществляя плавный естественный переход от состояния покоя к бодрствованию. Начинается пробуждение со звуков нежной, но бодрой пробуждающей мелодии. («Музыка для души», «Оттенки настроения»)

Воспитатель обращается к детям: «Добрый день! Скорей проснитесь, потянись и улыбнитесь»! После того, как воспитанники проснулись, им предлагается лёжа в кровати выполнить комплекс упражнений для достижения двигательной и эмоциональной активности, строящиеся на игровом сюжете и включающие элементы импровизации. (Комплекс «Игровая гимнастика»)

Также постепенное пробуждение может сопровождаться тактильными ощущениями, которые создаёт педагог с помощью (волшебной палочки, пёрышка, «мячика – ежика», кусочка меха, веера).

Также для поднятия настроения может использоваться сюрпризный момент, проснувшись, дети находят под подушкой картинки с изображением весёлых смайликов.

Выполнив комплекс упражнений лёжа в кровати, дети спокойно встают и идут по массажным дорожкам.

Обязательными элементами в данной работе является музыкальное сопровождение и тактильное воздействие со словесными обращениями к каждому ребенку.

С целью достижения хороших результатов содержание сценария нужно менять.

Консультация для родителей «Периоды адаптации ребёнка в ДОУ» Консультация для родителей ПЕРИОДЫ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА В ДОУ Для создания оптимального режима адаптации ребенка в детскому саду необходимо.

Сенсомоторное панно «Деревня» Хотим поделится опытом сделанным своими руками. Панно сшито и связано из разнообразных и разноцветных тканей и ниток. Все застегивается.

ГБУЗ СК «ГП № 4» г. Ставрополя
Adblock
detector