Депрессия: признаки, виды и методы лечения

Препараты

Депрессия: признаки, виды и методы лечения

Депрессия – это состояние человека, при котором он чувствует себя «ничтожным», потерявшим что-то важное в жизни. В депрессивном состоянии человек перестает получать удовольствие от жизни, он «опускает руки», а в тяжелых случаях его начинают посещать мысли о суициде.

Признаки депрессии

Основных признаков, по которым можно определить депрессивного человека четыре, представим их по мере их важности.

1. Кардинально меняется поведение

Поведение людей, страдающих депрессией разительно отличается от того поведения, которое было присуще им до возникновения этого подавленного состояния. Самые типичные примеры:

  • человек, стремящийся к достижениям в науке, перестает писать научные статьи, не работает над своими трудами и становится безразличным ко своим прошлым успехам;
  • любящая и внимательная мать, все чаще задумывается как бы оставить своих детей бабушке (мужу, соседке, отправить в детдом и т.п.), чтоб больше не видеть их;
  • женщина-кокетка перестает следить за своей внешностью и все реже подходит к зеркалу;
  • у детей развивается гиперреактивность – это защитный механизм от дефицита внимания, так ребенок своим шумным поведением привлекает к себе внимание родителей, хотя на самом деле находится в глубокой депрессии.

2. Постоянно подавленное настроение

Человек находится в грустном настроении не зависимо от того, что происходит вокруг него:

  • ничего не радует, мрачный;
  • чувствует себя одиноким среди людей;
  • постоянно хочется плакать;
  • тревожный сон, прерывающиеся сны или бессонница;
  • хроническая усталось, постоянно находится в сонном состоянии, спит больше обычного;
  • перестает кушать и теряет в весе;
  • ест больше обычного и набирает в весе.

3. Развивается низкая самооценка

Страдающий депрессией человек перестает верить в свои силы, он пасует перед любой трудностью, с которой раньше бы справился безо всякого напряжения. Депрессивный человек:

  • уверен, что не сможет решить ни одной сложной задачи (хотя в реальности он обладает таким же уровнем интеллекта, что и до депрессии);
  • обвиняет себя в ошибках и недостатках (которых возможно даже не существует);
  • занимается самобичеванием;
  • думает, что его не понимают;
  • перестает самостоятельно принимать решения – «а вдруг они неправильны»;
  • уверен, что он «ноль» и «никчемный человек».

4. Меняется внешний вид

Человека, страдающего депрессией можно также выявить по его внешнему виду:

  • опущенные плечи;
  • медленно идет смотря себе под ноги (ничего не замечая вокруг);
  • быстро ходит, смотря только перед собой (ничего не замечая вокруг);
  • сидит сгорбленным.

Пример из практики: На консультацию пришла женщина, которая уверена, что ее разлюбил муж, отвернулись сотрудники на работе и вообще она «полный ноль». Вот что она говорила: «Раньше муж звонил по несколько раз в день, а теперь может вообще не позвонить». Вопрос: «А он работает на том же месте?» Ответ удивил меня: «Нет, он вырос в должности и теперь он начальник». Мы рассмотрели вопрос о том, что у мужа просто нет времени, он постоянно занят, что раньше он мог позволить себе звонить часто, а теперь он всего лишь занят. «Хорошо, пусть так, — продолжила женщина, — но почему, когда я шла на работу мой сотрудник, увидев меня отвернулся и даже не поздоровался, почему он меня проигнорировал?». Я сказал, что следует об этом прямо, не стесняясь, спросить у самого сотрудника. На следующей консультации, женщина сказала: «У него заболел ребенок и он, ничего не замечая вокруг думал, где бы достать деньги на дорогостоящее лекарство и поэтому просто не заметил меня».

Таким образом, человек находящийся в депрессии уверен, что его игнорируют, даже не задумываясь над тем, почему это произошло, ведь в реальности оказалось, что у людей на то веские причины. Однако, депрессивный человек не будет выяснять это, он лишь глубже будет погружаться в свое «состояние отверженного».

Виды депрессий

Разновидности неадаптивных автоматический мыслей (когниций)

Негативные автоматические мысли (когниции) есть у каждого человека, но в нормальном состоянии они надолго не задерживаются, а у депрессивного человека они «крутятся, превращаясь в уверенность».

Главная задача для успешного излечения депрессии– выявить неадаптивную АМ, которая является основополагающей вашего депрессивного состояния, распознать ее и определить, почему она является нелогичной и неправильной.

1. Низкая самооценка

2. Самобичевание

3. Возложение на себя неотложных обязательств

4. Отрицательная оценка происходящего (магнификация или преувеличение событий)

5. Ожидание только худшего (сверхгенерация или сверхобобщение)

Методы лечения депрессии


Главное у человека, страдающего депрессией – неправильная оценка ситуаций , твердая убежденность что он «неудачник» и уверенность в своей «никчемности». Поэтому методы лечения депрессии должны основываться не на «поднятии» подавленного состояния человека, а на «разрушении» его неправильного ошибочного мнения.

Основой лечения депрессии должно стать: работа с пессимистической негативной мыслью, после которой человеку с каждым разом становится все хуже и хуже, и он все глубже погружается в свое депрессивное состояние. Это сложно сделать потому, что под такими негативными мыслями нет основы, нет реального подтверждения и они возникают исключительно в голове у страдающего депрессией человека.

Пошаговое планирование завтрашнего дня.

Заведите себе тетрадь, в которой будете записывать план на завтра. Нужно заполнить свой завтрашний день так, чтобы у Вас буквально не осталось ни одной свободной минуты. Начните делать легкие дела, потом приступайте к более сложным. Необходимо отмечать те дела, которые Вы сделали.

В результате: Вы наглядно увидите свои достижения и поймете, что Вы далеко ни «никчемный» человек и что у Вас все прекрасно получается.

Оценивать произошедшие события.

Записывайте в тетрадь все события, которые произошли с Вами за сегодняшний день (неделю, месяц). Запишите те события, которые Вы сделали и пометьте их буквой «Д» (достижения) или «Р» (результат). Запишите те события, которые принесли Вам удовольствие и пометьте их буквой «У» (удовольствие).

В результате: Вы удивитесь, насколько много позитивных событий произошли с Вами за день (неделю, месяц) и это убедит Вас что вокруг не так уж и все плохо.

Ситуация – мысли – чувства.

Основой многих депрессий становится то, что Вы уверены, что Ваша жизнь настолько зашла в тупик и все вокруг настолько плохо, что иначе и быть не может. Поэтому все происходящее воспринимаете как негативное и испытываете при этом грусть, печаль и разочарование. Необходимо избавиться от этих негативных эмоций, ведь Ваши эмоции не что иное как Ваши мысли об данной ситуации, Ваше видение и Ваше объяснение почему это произошло.

Пример: вот типичное необоснованное отношение к произошедшему событию, которое только усилило Вашу депрессию.

Ситуация — не поздоровался знакомый и перешел на другую сторону улицы.

Мысли — он игнорирует, избегает, я неприятный человек.

Чувства — боль, обида, разочарование в себе, испорченное настроение на целый день.

Вопрос: «Почему же Вы стали несчастным от того, что с Вами не поздоровался знакомый?»

Ответ: «Потому что Вы были уверены, что на Вас не обращают внимание, что Вы «ничтожество», «ноль» и вообще «пустое место». В дальнейшем Вы не стали спрашивать у знакомого, почему он прошел мимо, не стали выяснять данную ситуацию, Вы решили для себя что во всем виноваты Вы. А ведь вполне возможно, что человек просто не заметил Вас, был в своих раздумьях, или просто сильно торопился и не смотрел на идущих навстречу людей.

В результате: Вы поймете, что негативное восприятие данной ситуации было ничто иное, как только Ваше видение и это никоем образом не соответствует действительности.

Пересмотр своих мыслей.

После того, как произошло событие, которое чрезвычайно Вас расстроило нужно спокойно проанализировать свои мысли, которые возникли у Вас во время происходящего.

Пример: на работе Вам сказали, что у Вас недостаточно хороший отчет и нужно еще поработать над ним. Вы ужасно расстроились, для Вас стало катастрофичным это (обычное) замечание от начальства. Вспомните все предшествующие этому событию моменты: может у Вас болела голова или накануне приснился плохой сон, или Вы поссорились с другом/подругой или не успели позавтракать и были голодны. Возможно все это в совокупности и расстроило Вас, а Ваши негативные мысли совсем не связаны с произошедшим событием.

В результате: Вы поймете, что расстроились не из-за того, что случилось в данной ситуации, а сколько из-за того, что произошло до этого и Вам станет легче.

Замена отрицательных суждений на положительные.

Исправляйте свои негативные мысли на уравновешенные. Меняйте свои отрицательные выводы на положительные.

Пример: Вам давно не звонили подруги и Вам плохо от того, что Вы решили, что не нужны им, что Вашими делами не интересуются даже лучшие подруги. Постарайтесь вспомнить чем заняты Ваши подруги, возможно у одной болеет ребенок, другая в командировке, а третья делает ремонти им элементарно некогда. Позвоните сами и спросите, как у них дела.

В результате: заменив негативную угнетающую мысль на альтернативное объяснение сложившейся ситуации Вы почувствуете себя гораздо лучше.

Метод 3-х колонок.

Разделите тетрадный лист на 3 столбца (колонки):в левом столбце описать данную ситуацию, в среднем – записывать негативные мысли, а в правом – свои мысли. Это нужно для следующего: Вы начнете формулировать свои мысли, чтобы изложить их на бумаге, т.е. будете их исследовать, переосмысливать и находить подходящие формулировки.

В результате: незаметно для себя у Вас начнутся сформировываться адаптивные положительные мысли.

Разбивать сложные (неразрешимые) задачи на мелкие (доступные).

Из названия метода становится ясно, что необходимо начать решение неразрешимой и «ужасно» сложной для Вас задачи путем ее разбивания на мелкие, более легкие. Если Вы становитесь в тупик даже от решения одного из этапа Вашей задачи, тогда попытайтесь найти альтернативные способы, спросить у знающих людей, подсмотреть способ ее решения в Интернете и т.п.

В результате: подобные поиски альтернативных решений приведут к отысканию правильного решения, Вы увидите, что из любого «безвыходного» положения рано или поздно можно найти выход. В когнитивно-поведенческой терапии такой метод называется «Лечение альтернативой».

На консультации психолог не будет давать Вам четких инструкций как выйти из депрессии, он научит Вас самостоятельно решать задачи и уметь менять негативные мысли на положительные. Он поможет Вам скорректировать модель Вашего поведения и отличать выдуманную Вами реальность от действительно существующей.

В результате: Вы самостоятельно сможете справляться с жизненными проблемами, научитесь реагировать на происходящее с меньшей тревогой и противостоять своим негативным мыслям и переживаниям. После консультаций у Вас значительно возродится интерес к жизни, появится уверенность в своих силах, а также Вы научитесь лучше понимать себя.

Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить три главных мысли:

Депрессия у детей и подростков

Депрессия является психологическим расстройством, связанным с потерей или неудачей. Это клинический синдром («букет» симптомов), из различных чувств, когниция (процесс познания) и поведения. До шестидесятых годов прошлого века считалось, что депрессия не может появиться до позднего подросткового возраста. Считалось, что дети и подростки в основном невосприимчивы к депрессии, потому что детство это «счастливый и беззаботный период и нет никаких оснований для депрессивной реакции . » Было известно, что подростки часто реагируют эмоционально и быстро меняют настроение, и это считалось частью взросления.
Сегодня депрессия является наиболее распространенными психическим расстройством среди детей и подростков. Считается, что около 10 до 15% детей подросткового возраста имеют некоторые из симптомов и признаков депрессии.

Клиническая депрессия

Дети и подростки, страдающие депрессией, имеют различные симптомы:

  • аффективные симптомы — печаль или подавленное настроение, которое у детей и подростков может быть выражено как раздражительность
  • искаженные способы мышления (пессимизм, обобщение — составление обобщенных выводов из одного события, прогнозы негативных последствий)
  • ангедония (отсутствие интереса к деятельности, которые ранее были приятны к, что может привести к апатии и избеганию социальных контактов)
  • синдром дефицита внимания (трудности концентрироваться на задачах)
  • трудности в принятии решений
  • расстройства пищевого поведения, которые могут привести к значительному увеличению или уменьшению массы тела
  • нарушения сна (бессонница или чрезмерное количество часов сна)
  • соматические симптомы (головная боль по неясной причине, боли в животе, мышечные судороги)
  • поведенческие проблемы (агрессия, вспышки гнева, психомоторное возбуждение — беспокойство, плаксивость, апатия, токсикомания)
  • чувство личной неадекватности, бесполезности, безнадежности, беспомощности и вины
  • мысли о суициде, зацикливание на идее смерти и/или попытки самоубийства

Важно подчеркнуть, самый главный симптом это снижение общего интереса к повседневной деятельности. Это не просто обычный первый признак депрессивного расстройства, такой признак сохраняется на протяжении всего клинического расстройства. Общие проблемы обычно связанные с ухудшением успеваемости, нежеланием посещать занятия в школе, часто являются одним из симптомов депрессии, но крайне редко влияют на развитие депрессивного расстройства у молодых людей.

Виды депрессии

Большая/сильная депрессия. Это самая тяжелая форма депрессивного расстройства и длится в среднем от 7 до 9 месяцев у подростков. Симптомы совпадают с симптомами депрессии у взрослых в соответствии с клиническими проявлениями (печаль или раздражительность, расстройства сна и аппетита, снижение концентрации, потеря интереса к обычной деятельности, который ранее приносил удовольствие, размышления о самоубийстве или попытки суицида. Некоторые из этих симптомов могут быть особенно заметными (например, неумеренное потребление пищи и слишком много сна), в то же самое время другие симптомы остаются не достаточно видимыми для окружающей среды.

Дистимия. Это хроническая форма депрессивного расстройства, с симптомами, которые имеют низкую интенсивность. Длительность такого расстройства продолжается в среднем несколько лет. Подростки с дистимическим типом расстройства — меланхолики с пониженной энергией, не имея положительных чувств, им трудно сосредоточиться на выполнении какой-либо задачи, также имеются проблемы с аппетитом и сном. Несмотря на то что на первый взгляд, течение болезни проходит доброкачественно, дистимия часто более коварная, чем депрессивный эпизод, потому что она длится дольше и оказывает существенное негативное влияние на социально-психологическом развитии молодых людей, и очень часто устойчива к терапевтическому лечению.

Биполярное расстройство. Характеризуется необычными изменениями в настроении и поведении, существенно проявляется в маниакальных и депрессивных симптомах, иногда в очень коротких промежутках времени.

Реактивная депрессия. Это наиболее распространенный и наиболее доброкачественный вид расстройства настроения у детей и подростков и имеет свои корни в трудности адаптации к трагическим событиям в жизни, такие как смерть члена семьи, развод родителей или любой другой случай, который ребёнком оценивается как очень негативный, на пример неприязнь со стороны сверстников. Этот тип депрессии является наиболее подходящим для профилактики и лечения с помощью когнитивно-поведенческих методов.

РЭПТ теория о причинах депрессии

Согласно теории РЭПТ-а (Рационально — эмоционально — поведенческая терапия) для возникновения депрессии имеется биологическая, нейрохимическая и генетическая предрасположенность, но в основе расстройства всё-таки иррациональное мышление которое играет ключевую роль в развитии и прогрессии депрессии. Это означает, что у некоторых людей никогда не будут проблемы с депрессией, даже при трагических событиях в жизни.
Селигман (1995) подчеркивает пессимистический способ мышления молодых людей как основной фактор, который способствует развитию депрессии. Он выделил три когнитивные ошибки, связанные с депрессией: постоянство, перванзивность и персонализация.

  1. Селигман объясняет, что дети и подростки с самым высоким риском депрессии считают, что причины плохих событий, которые происходят с ними постоянны (постоянство) по сравнению с ограниченным во времени событиями. Таким образом, они считают, что неудачи и потери являются постоянными, то есть никогда не станет лучше.
  2. Дети и подростки с депрессивными расстройствами ошибочно полагают, что неудача или потеря в одной жизненной сфере обобщена на все области в жизни. Рассмотрим как подростки принимают неудачу распространяющуюся в конкретной ситуации (например: два ученика участвуют в конкурсе и приложили много усилий чтобы в нём выиграть, но ни у одного из них это не получается. Один ученик считал себя полным неудачником, у которого никогда ничего не получается, но другой ученик, так не думает, он осознаёт неудачу, но для него она не распространяется на все области его жизни и в этом случае он понимает, что хотя он не выиграл в данный конкурс, это не означает, что он полный неудачник и что он не умеет ничего правильно делать).
  3. Индивидуализация означает, что когда что-то плохое происходит дети и подростки должны винить себя или других. Когда это происходит, они чувствуют себя подавленными, им стыдно, появляется чувство вины, в отличие от детей, которые реально оценивают ситуацию, они в состоянии отделить свою личность от своих поступков.
Лечение депрессии

Кроме самого ребёнка/подростка, терапевтический процесс должен включать родителей, семью и учителей в школах, всё в целях объяснить природу заболевания и проявления у молодых людей. Очень важный момент вовремя определить что нужна помощь профессионала. Многие депрессивные расстройства в подростковом возрасте просто причисляют к ряду способов привлечения внимания.
Многочисленные исследования показали, что в лечении депрессии у молодых людей, лучшие результаты даёт когнитивный приступ в психотерапии. В целях избежания осложнений болезни, не отлкладывайте решение лечиться на потом!

Депрессия у детей

Депрессия у детей – психическое аффективное расстройство, характеризующееся сниженным настроением, неспособностью переживать радость, моторной заторможенностью, негативным мышлением. Заболевание проявляется тревогой, страхами, фобиями, навязчивыми действиями, нарушениями социальной адаптации, соматическими симптомами (головной болью, недомоганием, нарушениями пищеварения). Диагностика осуществляется с использованием метода клинической беседы, опроса родителей, проективных психологических тестов. Лечение включает психотерапию, социальную реабилитацию, применение медикаментов.

  • Причины депрессии у детей
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы депрессии у детей
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Лечение депрессии у детей
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Слово «депрессия» имеет латинское происхождение, означает «давить», «подавлять». Патология занимает значительное место в структуре детских психических расстройств. Распространенность колеблется от 0,5% до 5%. Отмечается тенденция роста заболеваемости, снижения среднего возраста пациентов. Частота аффективных расстройств возрастной группы до трех лет составляет 0,6-0,9%. Первичные проявления эмоциональной нестабильности малышей являются предвестниками депрессии дошкольников, школьников, взрослых. Отмечается сезонность обострений, пик заболеваемости приходится на осенне-зимний период.

Причины депрессии у детей

Причины депрессивных состояний определяются возрастом. Для детей до 3 лет они подразделяются на:

  1. Поражения ЦНС. Аффективное нарушение развивается в результате повреждений клеток мозга при внутриутробной гипоксии плода, внутриутробных инфекциях, родовой асфиксии, энцефалопатии новорожденных, перенесенных тяжелых заболеваниях, нейроинфекциях.
  2. Наследственную предрасположенность. Дети, близкие родственники которых страдают психическими и неврологическими заболеваниями, более подвержены депрессии.
  3. Патологические семейные отношения. Причиной депрессивного состояния становится разрыв контакта с матерью: физическое отделение (детский дом, стационар), эмоциональное отчуждение (алкоголизация матери, увлеченность другими сферами жизни). Тяжелая семейная обстановка является провоцирующим фактором. Частые скандалы, проявления агрессии, насилие, алкоголизм, наркомания родителей формируют чувство подавленности, угнетенности.

В дошкольном возрасте ребенок переживает первый опыт социализации – начинает посещать детский сад, секции, творческие студии, устанавливает контакты со сверстниками. Депрессия может развиться вследствие биологических причин, сложных межличностных отношений. Эмоциональное нарушение формирует:

  1. Стиль воспитания. Причиной детской депрессии нередко становится отношение родителей: применение насилия, гиперконтроль, гиперопека, равнодушие, недостаточная заинтересованность жизнью ребенка. Повышается уровень невротизации, проявляющийся депрессивным состоянием.
  2. Социальные отношения. Усложняющиеся межличностные контакты становятся источником стресса. Отвержение сверстников, требование подчиняться указаниям педагогов негативно отражаются на эмоциональном состоянии дошкольника.

У детей младшего школьного возраста сохраняются перечисленные выше причины и добавляются новые. Они представлены усложнением социальных взаимоотношений, ростом учебной нагрузки, особенностями психического развития. Состояние утяжеляется при неспособности справиться с требованиями взрослых, невозможности достичь поставленных целей, оценке себя как слабого, глупого среди сверстников.

Патогенез

Депрессия у детей – многофакторное заболевание, обусловленное биологическими, генетическими, психосоциальными причинами. К числу биологических патогенетических факторов относится дефицит серотонина, норадреналина, повышенное содержание кортизола ночью, дисбаланс синтеза мелатонина. Существует катехоламиновая теория, согласно которой депрессия развивается при нарушениях гипоталамо-гипофизарных взаимодействий, дефиците нейротрансмиттеров ЦНС, отвечающих за обратную передачу сигналов.

Существуют психофизиологические и личностные особенности, способствующие возникновению депрессии. Эмоциональное расстройство развивается на фоне повышенной нервозности, нарушений адаптации, страха, интровертированности, тревожности. Воздействие негативных средовых факторов – патологических отношений, неудачного опыта – увеличивает риск развития болезни. Ребенок становится уязвимым к негативным событиям, замыкается, хуже адаптируется к внешним условиям. Иногда патогенетическим механизмом депрессии является чувствительность к климатическим условиям (сезонность), изменение биохимических процессов в головном мозге.

Классификация

Существует несколько вариантов классификации депрессии у детей. По продолжительности, полноте проявлений заболевание подразделяют на депрессивную реакцию, депрессивный синдром, депрессивное расстройство. По характеру течения выделяют адинамическую форму болезни, для которой свойственна вялость, медлительность, монотонность, и тревожную форму, характеризующуюся двигательным беспокойством, фобиями, страхами, плаксивостью, нарушениями сна, ночными кошмарами. В российских руководствах по психиатрии для классификации детской депрессии рекомендуется использовать следующие рубрики МКБ-10:

  • Тревожное расстройство, обусловленное разлукой. Ключевой диагностический критерий – отделение ребенка от близких людей, проявляющееся эмоциональными и соматическими нарушениями.
  • Фобическое расстройство детского возраста. Диагностируется при наличии страхов, специфических для определенного возрастного периода.
  • Социальное тревожное расстройство. Тревога, депрессия развиваются при взаимодействии с малознакомыми людьми, новыми социальными ситуациями.
  • Смешанные расстройства поведения и эмоций. Тревога, боязливость, навязчивости, компульсии, ипохондрия дополняются нарушениями поведения – агрессивностью, замкнутостью, пренебрежением социальными нормами.

Симптомы депрессии у детей

Характерной чертой заболевания является маскированность. Маленький пациент еще не оценивает эмоции, не осознает их, не предъявляет жалоб. В раннем детстве центральное место занимают соматические симптомы, тревожность. Часто наблюдаются нарушения сна, снижение аппетита, недостаточная масса тела, диарея, запор, боли различной локализации (головные, абдоминальные, суставные, мышечные), учащенное сердцебиение. Дети дошкольного возраста говорят об усталости: «ножки не хотят идти», «хочу полежать». В младшем школьном возрасте к физическому недомоганию может добавиться идея наличия болезни, повышенное внимание к собственному состоянию, тревога даже при незначительном недомогании. Диагностические исследования (лабораторные анализы, УЗИ, МРТ) без изменений.

Эмоциональное состояние характеризуется тревожностью. Напряженность, страхи усиливаются вечером, достигают пика в ночное время. Тревога беспредметна, беспричинна, при нарастании трансформируется в оформленный страх. Малыши кричат, плачут. Панику вызывает уход мамы, новая обстановка, незнакомые люди (врач, друг семьи). Дети плохо адаптируются к детскому саду, переживают, что мама забудет забрать их домой. Чем старше становится ребенок, тем более страшные картины рисует его воображение. Появляется страх смерти родителей, несчастного случая, войны. В тяжелых случаях тревога генерализуется, все события выглядят угрожающими. Формируются фобии – боязнь замкнутых пространств, внезапной смерти, темноты, высоты. Развиваются панические атаки – приступы учащенного сердцебиения, головокружения, удушья.

У младших школьников депрессия проявляется поведенческими изменениями: нарастает замкнутость, безразличие, снижается интерес к играм, урокам, общению. Появляются жалобы на скуку: «мне скучно», «хочется плакать», «я ничего не хочу». Снижение интереса к жизни является явным признаком депрессии. Дети становятся слезливыми, заметен эмоциональный регресс: ребенок плачет без мамы, успокаивается при укачивании. Депрессия выражается дистимией – мрачностью, угрюмостью, озлобленностью, высказыванием упреков, обвинениями. Снижение заинтересованности учебой и общее недомогание влекут за собой школьную дезадаптацию: нарастает учебная неуспеваемость, отсутствует желание посещать школу.

Осложнения

В 20-50% случаев депрессия у детей со временем отягощается другими расстройствами настроения и поведения. 30-80% пациентов имеют тревожное расстройство, 10-80% – нарушения поведения, 20-80% – дистимию, 18-30% – субстанционную зависимость. Наиболее опасным исходом депрессии является суицид. Примерно у 60% больных детей появляются мысли о самоубийстве, 30% совершают попытки, часть из них завершается летальным исходом. Своевременная диагностика, периодический контроль врача снижают вероятность возникновения осложнений.

Диагностика

Диагностика депрессии у детей включает комплексное обследование педиатром, детским неврологом, психиатром. До четырехлетнего возраста заболевание выявляется методом исключения и определения факторов риска (пре- и постнатальных повреждений ЦНС, наследственности). В старшем возрасте становится возможным выявление эмоциональных изменений, социальных причин, провоцирующих расстройство. Процесс постановки диагноза включает следующие мероприятия:

  • Консультация врача-педиатра. Специалист осматривает ребенка, опрашивает родителей, выдает направление на стандартные исследования для исключения соматических заболеваний.
  • Консультации узких специалистов. Врачи профильных направлений (гастроэнтерологи, дерматологи, хирурги) используют необходимые клинические, лабораторные, инструментальные методики для окончательного исключения соматической патологии.
  • Консультация невролога. Врач проводит осмотр, направляет на инструментальные исследования: УЗИ, ЭЭГ, МРТ головного мозга. Результат позволяет определить наличие биологической основы развития депрессии.
  • Консультация психиатра. Когда соматические болезни исключены, пациент направляется к психиатру. Специалист оценивает эмоциональные реакции, поведенческие особенности, выясняет наличие психологических причин депрессии, анализирует данные обследований невролога и клинического психолога, устанавливает диагноз.
  • Клинический психолог. Определение депрессии после 3-4 лет проводится с использованием специальных психодиагностических методик – рисуночных тестов, методов, предполагающих интерпретацию образного материала. Эмоциональная сфера, особенности социальных взаимодействий оцениваются по результатам рисунка человека, несуществующего животного, методики «дом-дерево-человек», «моя семья», теста Розенцвейга.

Лечение депрессии у детей

Признанными методами лечения являются детская психотерапия и лекарственная терапия. Параллельно проводятся социально-реабилитационные мероприятия. Комплексный подход предполагает:

  • Прием антидепрессантов. Наиболее распространено применение селективных ингибиторов обратного захвата серотонина. Они обезболивают, успокаивают, сглаживают панические проявления, фобии. Вероятность побочных эффектов низкая. Терапевтический эффект наблюдается через несколько недель.
  • Когнитивно-бихевиоральную терапию. Наиболее эффективными являются когнитивно-поведенческие методы: ребенок научается осознавать, выражать и переживать эмоции, рассказывать о травмирующем опыте, получать поддержку, изменять поведение и настроение при помощи различных техник. Основу работы составляют методы расслабления – дыхательные упражнения, телесно-ориентированная терапия. Проективные методики (рисунки, лепка, сказкотерапия) помогают пережить и осознать негативные чувства. Игровая терапия вырабатывает эффективные поведенческие навыки.
  • Семейную психотерапию. Встречи родителей, ребенка и психотерапевта направлены на восстановление гармоничных семейных отношений, поиск «общего языка» между членами семьи. Родители научаются помогать ребенку преодолевать трудности, создавать условия для скорейшего выздоровления.

Лечение проводится амбулаторно, при тяжелом течении болезни (психотические эпизоды, попытки самоубийства) требуется стационарный режим. После устранения тяжелых симптомов пациента выписывают. Родителям советуют сообщить о заболевании педагогам, подчеркнуть важность толерантного отношения, помощи, поддержки в период выздоровления. Следует предупредить их о конфиденциальности информации о болезни. Дома важна постоянная эмоциональная поддержка, соблюдение режима сна-бодрствования, питания, посильных физических нагрузок (регулярные прогулки).

Прогноз и профилактика

Отмечается высокий риск развития повторного эпизода депрессии: 25% детей имеют рецидивы заболевания через год, 40% – через два года, 70% – спустя пять лет. У 15-40% во взрослом периоде диагностируется биполярное расстройство личности. Профилактика депрессии у детей позволяет снизить вероятность развития первого эпизода, при установленном диагнозе – уменьшить риск рецидивов. Основной профилактической мерой является создание благоприятной семейной обстановки, поддержание доверительных близких отношений, поддержка, участие в делах ребенка. Важен периодический врачебный контроль, систематический прием назначаемых лекарств, посещение психотерапевтических занятий. Самостоятельная отмена лечения недопустима, даже если пациент выглядит здоровым.

Детская депрессия

Детская депрессия – явление, которое часто остается без внимания. Плохое настроение ребенка, боязливость, тревогу, нежелание что-либо делать родители часто трактуют, как капризы или лень. Если кроха или подросток жалуется на хандру, апатию, упадок сил, беспричинную печаль в течение всего дня, и заметные изменения в поведении сохраняются дольше двух недель, можно предположить о развитии аффективного расстройства. Депрессия в детском возрасте сопряжена с существенными страданиями и приводит к социальной дезориентации малыша.

К настоящему дню отсутствуют точные данные о распространенности депрессии у детей. Предположительно, симптомы, соответствующие критериям аффективного расстройства, присутствуют у 1% малышей в возрасте до 10 лет и у 5% подростков. В последние годы в странах постсоветского пространства наблюдается рост числа заболевших в детской и подростковой категории.

В дошкольном и раннем школьном возрасте соотношение мальчиков и девочек, страдающих депрессией, приблизительно одинаковое. В подростковом возрасте эмоциональным аномалиям больше подвержены девушки, чем юноши. Яркая выраженность депрессивных признаков у ребят в возрасте от 11 до 18 лет часто обусловлена гормональными перестройками организма, характерными для пубертатного периода. Однако изменения, свойственные половому созреванию, не являются ведущей причиной расстройств настроения.

Причины депрессии в детском возрасте

Аффективные расстройства – явления, которые распространяются в семьях. Большинство детей, рожденных от родителей, в анамнезе которых были случаи депрессии, с 50% вероятностью будут иметь проблемы в эмоциональной сфере. Эта тенденция вызвана мутациями в гене-переносчике серотонина (SERT-1), которые прослеживаются у представителей одной семьи. Также редкие вариации гена NKPD1, наследуемого от предков потомкам, определяются у детей с высокими показателями депрессивной симптоматики.

Депрессия у детей и иные невротические расстройства могут быть связаны с нарушениями развития в эмбриональный и фетальный периоды. Заложить фундамент может хронической гипоксии плода, внутриутробные инфекции. Неблагоприятное течение беременности матери, особенно первый триместр, приводит к возникновению дефектов в основных системах жизнедеятельности будущего человека. Фундаментом для аффективных расстройств может стать перинатальная или приобретенная энцефалопатия, приводящая к недостатку снабжения головного мозга новорожденного питательными веществами.

Ведущая причина депрессий в детском возрасте – конфликтная неблагоприятная атмосфера в семье. Частые ссоры родителей являются серьезным испытанием для неокрепшей психики юной личности. Нередко расстройства настроения связаны с отсутствием единого взгляда на стиль воспитания у мамы и папы. Противоречивость требований, бездумное использование «кнута и пряника» расшатывают нервную систему ребенка и угнетают адаптационные возможности организма.

Типичная причина детских депрессий – взросление в неполной семье. Развод родителей и последующий уход одного из предков – тяжелое испытание для малыша. Нередко в таких ситуациях дети винят себя, полагая, что их поведение или, вообще, существование спровоцировало разрыв брачного союза.

Классический «виновник» детских депрессий – отсутствие должного внимания к ребенку со стороны родителей. Многие взрослые настолько увлечены созданием собственной карьеры, что не находят времени для полноценного общения со своим отпрыском. Они не интересуются жизнью малыша, не предлагают помощь в решении проблем, не делятся личным опытом и не дают конструктивных советов. Маленькая личность очень страдает от отсутствия безусловной любви и ласки. Однако ребенок не способен объективно трактовать причины отстраненности предков, и полагает, что из-за каких-то личных особенностей он вызывает чувство неприязни. Тем самым на этом фоне у крохи зарождаются и укрепляются идеи о собственной никчемности, бесполезности, ненужности.

Причиной депрессий у подростков выступают естественные возрастные проблемы. В детских коллективах всегда присутствуют лидеры, которые устанавливают свои правила и диктуют модель поведения. Те дети, которые не соответствуют устоям и нормам данного коллектива, становятся объектами насмешек или вовсе изгоняются из компании. Дефицит нормальных контактов с ровесниками, ощущение себя изгоем формирует у незрелой личности комплекс неполноценности и наводит на меланхоличные размышления.

Пусковым механизмом нередко являются частые переезды, объясняемые особенностями работы взрослых. Постоянная смена места жительства не дает ребенку возможности «обжиться» в новой среде, проявить свои таланты, обрести приятелей и друзей. Отсутствие принадлежности к постоянной детской «группировке» лишает ребенка необходимого для нормального развития общения со сверстниками. Кроха не получает требуемого опыта социального взаимодействия и лишается внутренней гармонии.

Распространенные причины детских депрессий – действие экстремальных стрессовых факторов, которые малыш и подросток трактует, как опасные и непреодолимые. Дать старт аффективным расстройствам могут:

  • тяжелая болезнь, инвалидность, смерть близких родственников;
  • несчастный случай, в результате которого пострадал близкий человек;
  • вынужденное ограничение деятельности из-за опасных заболеваний, травм или проведенных операций;
  • разлука с близкими людьми;
  • физическое насилие со стороны сверстников или родителей;
  • пережитые сексуальные домогательства или надругательства;
  • моральный прессинг, исходящий от взрослых членов семьи, преподавателей, членов коллектива;
  • пережитая автомобильная авария;
  • насильственное ограничение свободы;
  • предвзятое отношение учителей, завышенные требования, несправедливая критика.

В подростковом возрасте на первый план выступают вопросы, связанные с внешностью. Юноши и девушки болезненно переживают наличие у них реальных и мнимых дефектов. Для тинэйджеров неприемлема мысль, что они не соответствуют вымышленным стандартам красоты. Они страдают из-за отсутствия модной одежды и крутых гаджетов.

Teenage girl looking thoughtful about troubles in her life.

Нередко манифестация депрессии в подростковом возрасте связана с переживаниями из-за несчастной первой любви. Отсутствие внимания со стороны понравившегося ровесника подталкивает к раздумьям об ущербности. Подросток записывает себя в ряды непривлекательных и неинтересных особ, существенно раздувая размер имеющихся или придуманных недостатков. Однако у тинэйджера отсутствуют внутренние ресурсы для верной трактовки ситуации, нет полезных навыков по коррекции характера и развития личности. Подросток не видит вариантов по изменению положения и фиксирует внимание лишь на негативных аспектах бытия.

Симптомы депрессии в детском возрасте

Депрессия в детском возрасте проявляется многочисленными и разнообразными симптомами. Признаки меланхолии могут присутствовать постоянно или возникать периодически, например: при смене времени года. Интенсивность депрессивных проявлений вариабельная и зависит от темперамента ребенка, возраста, социального окружения, условий жизни.

Первичные симптомы детской депрессии – лабильность эмоционального фона. Родители замечают, что у их отпрыска часто и беспричинно меняется настроение. В один миг малыш веселится и смеется, в последующее мгновение грустит и плачет. По мере усугубления расстройства становится отчетливым подавленное мрачное настроение. Юная личность перестает радоваться жизни и воспринимает явления в черных тонах. Его одолевает скука и апатия. Ребенок не интересуется происходящими событиями, не хочет общаться с приятелями, не играет в обычные для его возраста игры, не радуется подаркам.

Симптомы депрессии у детей – нервозность и раздражительность. Малыш или подросток очень бурно реагирует на сообщения в его адрес. Все слова других людей он воспринимает, как обидные, оскорбительные несправедливые фразы. Дошкольники и младшие школьники становятся капризными и устраивают истерики, сопровождаемые потоком слез. Депрессивный подросток ведет себя враждебно и агрессивно, особенно по отношению к членам семьи. Он недоволен тем, как к нему относятся окружающие, сомневается в любви родителей.

При депрессии маленький человек воспринимает себя никчемным и неспособным существом. Его одолевает чувство безнадежности. Он уверен, что в будущем ему не удастся добиться каких-то значимых результатов. Ребенок перестает прикладывать усилия, необходимые для освоения учебного материала. Отсутствие мотивации к учебе дополняет ухудшение когнитивных способностей – явление, характерное для аффективных расстройств. При депрессии ученик не способен сконцентрировать внимание на одном задании, он становится невнимательным и неусидчивым, что отражается на качестве его знаний.

Депрессивный больной выглядит заторможенным и вялым. Ребенок, охваченный депрессией, жалуется на разбитость и слабость. Он указывает, что быстро устает от типичных нагрузок. Ученик, страдающий депрессией, может отказываться ходить в школу, говоря, что он не понимает информацию, подаваемую преподавателями. Он считает себя глупым, неспособным, плохим. При выраженных аффективных расстройствах появляются идеи самообвинения. Школьник упрекает себя в том, что он не может овладеть учебной программой.

Часто малыш пребывает в состоянии заторможенности. Ребенок может часами сидеть на одном месте с печальным выражением лица. На смену моторной и умственной заторможенности приходят периоды ажитации. Ребенок становится суетливым и непоследовательным в действиях. Он долго безутешно плачет, причитает, стонет, требует помощи от окружающих.

В сравнении с взрослыми у детей реже встречаются нарушения аппетита и проблемы со сном. Однако в подростковом возрасте на фоне депрессии юноша или девушка может отказываться от еды или, наоборот, испытывать возросшую потребность в пище. Маленькие дети жалуются на появление у них пугающих сновидений.

Типичные признаки детской депрессии – симптомы вегетативной дисфункции:

  • головная боль;
  • головокружение;
  • дискомфорт и болезненные ощущения в области живота;
  • усиление выделения пота;
  • чувство зябкости;
  • изменение сердечного ритма;
  • частые позывы к мочеиспусканию.

Неприятные телесные ощущения при проведенном врачебном осмотре не соответствуют критериям известных соматических и неврологических болезней.

Для депрессий в младшем детском возрасте характерна низкая частота попыток самоубийств. Однако у подростков риск свершения суицида значительно возрастает. Решение о самоубийстве тинэйджер, как правило, принимает при существовании острых психотравмирующих факторов: сильной ссоры, избиения, изнасилования.

Лечение депрессии у детей

Роль медикаментозного лечения детских депрессий невысокая, поскольку большинство психотропных препаратов запрещено применять лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста. Ребенку могут быть назначены антидепрессанты растительного происхождения. Детям старше 6 лет рекомендован прием медикаментов на основе экстракта зверобоя. Содержащиеся в растении гиперфорин, псевдогиперицин и гиперицин способствуют улучшению работы центральной нервной системы и вегетативных отделов. Эти элементы помогают устранить подавленность, эмоциональное истощение, общую слабость.

Поскольку ведущей причиной детских депрессий выступают психогенные факторы, вызывающие интенсивный стресс, основной акцент в лечении сделан на психотерапевтической работе и психологической коррекции. Задача психотерапевта – выявить негативные компоненты в мышлении ребенка, установить нефункциональные установки и деструктивные идеи. После выявления разрушающих звеньев в сознании врач помогает маленькому пациенту провести их преобразование.

Работа специалиста также ориентирована на улучшение самооценки ребенка. Врач мотивирует малыша на принятие своей индивидуальности и рассказывает, каким образом он может раскрыть таланты и добиться авторитета среди ровесников. Психотерапевт обучает депрессивного больного навыкам контроля над своими эмоциями и поведением. Ребенок узнает, каким образом можно снять нервное напряжение и обрести внутреннее спокойствие.

Основное условие для устранения депрессивного статуса у ребенка – устранение психотравмирующих факторов. Родителям следует пересмотреть свое отношение к ребенку, приложить усилия для создания доверительных отношений между поколениями. Необходимо, чтобы в доме была благоприятная неконфликтная обстановка. Взрослым следует избавиться от привычки критиковать своего отпрыска и не выдвигать ему невыполнимых требований.

Соблюдение режима дня – основное условие для преодоления детской депрессии. Для хорошего самочувствия ребенку требуется полноценный ночной сон. Родителям необходимо строго лимитировать время компьютерных игр и общения в виртуальном мире. Обязательно нужно снизить нагрузку на психику, позволяя ребенку отдыхать и заниматься интересными для его возраста делами.

Прекрасный способ справиться с депрессией – содействовать малышу или подростку в занятиях спортом. Взрослые должны позаботиться о том, чтобы их чадо регулярно пребывало на свежем воздухе. Приобщение к здоровому образу жизни в настоящем – залог отсутствие проблем с психикой в будущем.

Виды депрессии, их симптомы и методы лечения

Появление депрессии невозможно предугадать. Она возникает не только из-за сильных переживаний, как принято считать в обществе, но и из-за психических проблем или химического дисбаланса в организме. Депрессия считается самым распространенным психическим расстройством. Люди, поверженные данной болезни воспринимают реальность искаженно, акцентируя свое внимание на негативных аспектах, активно их гиперболизируя.

Описание заболевания

Депрессия — психическое расстройство, подразумевающее тотальное падение настроения, заторможенность в действиях и мышлении, крайне пессимистический взгляд на вещи, происходящие вокруг.

Группа риска

В определенные периоды жизни каждый из нас может переживать депрессию. Тем не менее недавние исследования показали, что существуют определенные социальные группы, в большей степени подверженные депрессивному расстройству.

К ним относятся:

  • дети, подвергавшиеся насилию;
  • люди старше 45 лет;
  • участники военных действий;
  • творческие личности.

Подростки, люди с заниженной самооценкой также оказываются в группе риска.

У многих женщин депрессия может проявляться после 40 лет на фоне гормональных изменений, вызванных климаксом.

Классификация депрессии и ее виды

Принято выделять два основных вида депрессии:

  • экзогенный (расстройство вызвано воздействием окружающей среды, к примеру, смертью близкого или потерей работы);
  • эндогенный (расстройство вызвано внутренним конфликтом, причина которого в большинстве случаев остается невыясненной).

Клиническая

Клиническая депрессия — «классическая» форма расстройства. Ее ставят в случае, когда все симптомы ярко выражены и представляют собой целостную картину заболевания, но отсутствует возможность изучить детали и с большей точностью диагностировать вид.

Заболевание развивается постепенно и последовательно. На пике человек все время подавлен, ощущает умственную и физическую истощенность. В корне изменяется поведение и образ мыслей — появляются необъяснимая тревога, страх, отчаяние.

Важно! Возможны мысли о суициде или попытки суицида.

Диагноз ставят в случае наблюдения всех симптомов на протяжении, как минимум, 14 дней.

Хроническая

Главным отличием от клинической считаются протяженность и тяжесть. Симптоматика более слабая, но проявляется в течение 2-х лет и более. Человек может вести привычный для себя образ жизни — общаться с родными, ходить на работу, однако, его настроение всегда заметно снижено, прежние увлечения больше не представляют интереса, общество новых людей пугает.

Проблемы с физическим состоянием помогают точнее определить диагноз — бессонница, снижение аппетита, отсутствие работоспособности, регулярные головные боли, снижение либидо, изменение поведения.

Важно! При хронической депрессии возможен сбой менструального цикла.

Хроническая депрессия делает человека более замкнутым и отрешенным от остального мира. Появляются суицидальные мысли и намерения.

Биполярная

Биполярная (маниакальная) — самый тяжелый вид депрессии. Расстройство передается при помощи наследственности или зарождается на фоне других психических отклонений.

Главная особенность биполярного вида — резкая, беспричинная смена настроения. В первый промежуток времени больной раздражительный, подавленный, отказывающийся от общения и собственных увлечений. Могут присутствовать замедленная речь, отсутствие физической и мыслительной активности.

Второй промежуток кардинально отличается от первого — человек находится в состоянии эйфории, много говорит, смеется, строит планы, не может усидеть на месте, все время что-то промышляя. Период яркой активности, как правило, менее долгосрочный.

Важно! В разгар заболевания могут наблюдаться галлюцинации, приступы агрессии или бред.

При данном виде психического расстройства необходимо регулярное наблюдение в стационаре и медикаментозное лечение. Дальнейшее состояние пациента также нестабильно, поскольку могут случаться рецидивы или появиться другие психические заболевания.

Маскированная

Маскированную депрессию сложно диагностировать, поскольку симптоматика скрывается появлением соматических патологий.

Плохое настроение, апатию и физическое недомогание можно списать на вегетососудистую дистонию, артериальную гипертензию, остеохондроз и прочие подобные заболевания.

В психоаналитической концепции одним из симптомов маскированной депрессии является гиперактивная деятельность.

Больной не желает принимать факт наличия депрессии, полностью сосредотачиваясь на собственном здоровье, забывая про семейные и рабочие обязанности, уход за собой.

Важно! Маскированная депрессия сложно поддается лечению из-за нежелания больного принимать меры. Необходимо совмещать посещение психотерапевта и медикаментозное лечение, которое улучшит состояние пациента.

Психотическая

Психотическая депрессия развивается вследствие наследственной предрасположенности или ушиба головного мозга. Главной особенностью является наличие галлюцинаций, бреда, мании или фобии. Они прилагаются к «классическим» симптомам.

В отличии от биполярной депрессии, в этом случае человек постоянно находится под давлением апатии и собственного плохого настроения. Пациент настолько замыкается в себе, что просто не желает обсуждать проблему, обращаться к специалисту.

Важно! Случаи суицида в психотической депрессии случаются на порядок чаще, чем при других видах.

Невротическая

Невротическая депрессия — смесь классического вида заболевания и невроза. Чаще всего встречается у людей со слабой нервной системой или определенным складом характера.

Основная причина невротической депрессии — конфликт или патовая ситуация, выхода из которой пациент не видит. Типичная симптоматика смешивается с признаками невроза — головными болями, проблемами пищеварительной системы, болью в мышцах и суставах.

В большинстве случаев больной сам осознает, что нуждается в помощи.

Атипичная

При атипичной депрессии, помимо основных симптомов, наблюдаются повышение аппетита, постоянная сонливость, желание плакать, болевые ощущения по всему телу, повышенная тревожность и панические атаки.

Важно! При атипической депрессии прописывают транквилизаторы и стабилизаторы настроения, которые помогают устранить панические атаки.

Послеродовая

Данный вид депрессии может возникнуть как после обычных, благополучно завершившихся родов, так и после прерванной беременности, выкидыша, замерзшей беременности, мертворождения. Причиной послеродовой депрессии может послужить резкий гормональный всплеск.

Важно! У мам, родивших впервые, депрессия возникает через 2-4 месяца.

Для послеродовой депрессии характерны: повышенная эмоциональность, внутренняя опустошённость, тревога, чувство вины, равнодушие, а иногда даже агрессия по отношению к ребенку.

Причины и симптомы депрессии

Если в жизни наступила черная полоса, не стоит отчаиваться и впадать в уныние. Необходимо дать себе передышку и сосредоточиться на радостных мелочах, которые способны вытащить из ямы. Однако, иногда это сделать невозможно по личным причинам, и на человека накатывает депрессия.

Возможные причины

На развитие депрессии могут повлиять различные факторы. Зачастую это нестабильность в личной жизни, психические расстройства или реакция на гормональные препараты. Также влияет:

  • переутомление;
  • воздействие окружающих;
  • неудачи в карьере;
  • болезни;
  • острое одиночество, ощущение собственной ненужности.

Основные симптомы

Симптоматика варьируется в разных видах, но выделить основной список все же возможно:

  • постоянное чувство грусти и опустошенности;
  • чувство беспомощности;
  • чувство вины;
  • утрата интереса к жизни;
  • повышенная утомляемость;
  • психическая и физическая медлительность («ленность» мышления, замедленность движений);
  • нарушение сна;
  • изменение пищевого поведения (переедание или потеря аппетита);
  • мысли о смерти или самоубийстве.

Особенности депрессии у пожилых людей

В старческом возрасте людей одолевает множество болезней, приносящих дискомфорт в повседневную жизнь. Они плохо слышат, часто чувствуют себя одинокими и никому не нужными. За всю жизнь нервная система истощилась и теперь малейший раздражитель может привести к настоящей депрессии.

Главным отличием депрессии пожилого человека является прокручивание в голове прошлой жизни. Пенсионеры вспоминают события давних лет, сожалея, скатываясь в тоску и уныние, переходящие в психическое расстройство.

Пожилых людей все время преследует тревожность, хотя у молодых в депрессии она наблюдается реже.

Стадии заболевания

Депрессия имеет три стадии развития, в финале которых человек впадает в полную апатию.

  1. Начальная стадия (отторгающая). Первая стадия напоминает обычное переутомление — человек немного раздражен, равнодушен ко всему происходящему, у него появляется редкая бессонница, и пропадает аппетит. Он не может концентрироваться на важных вещах, жизнерадостные люди раздражают, общение в близкими людьми утомляет. На начальной стадии он закрывается от окружающего мира, не понимая, отторгая факт наличия депрессии.
  2. Вторая стадия (принимающая). Человек четко осознает, что у него депрессия и переходит на «автоматический режим», не пытаясь бороться. Бессонница мучает ежедневно. Мозг не желает выстраивать логические цепочки, для вспышки агрессии достаточно одного слова со стороны ближнего.
  3. Третья стадия (разъедающая). Человек не способен контролировать свое поведение, он способен даже причинить вред близким людям. Мысли о суициде занимают лидирующее место в голове. На этой стадии назначают мощные антидепрессанты, седативные препараты. Чтобы выйти из этой стадии, необходимо затратить много времени и сил.

Важно! При своевременном обращении к специалисту всё закончится на первой стадии и вернется к привычной жизни.

Диагностика

Диагностика проводится психотерапевтом путем обычного разговора. Специалист обращает внимание на симптоматику, делая выводы о наличии депрессии и ее виде. Особое внимание уделяется на группы признаков депрессивного процесса — позитивная и негативная эмоциональность.

Лечение депрессии

Избавиться от психического расстройства возможно только при наличии желания у самого пациента. В противном случае, процесс может затянуться на долгие годы и не принести должного результата.

Медикаментозное

В большинстве случаев пациенту назначают антидепрессанты, реже стабилизаторы настроения, транквилизаторы или анксиолитики. Антидепрессанты делятся на две группы, различающиеся между собой по химической формуле и предположительному эффекту:

  1. Антидепрессанты первого поколения являются сильным средством, к которому обращаются лишь в тяжелых случаях, поскольку побочные эффекты воздействуют на сердечно-сосудистую систему и желудочно-кишечный тракт. В настоящее время к данному виду прибегают лишь в крайнем случае.
  2. Антидепрессанты второго поколения используются при случаях легкой и средней степени тяжести, поскольку менее эффективны. Но за малой эффективностью скрывается практически полное отсутствие побочных действий.

С помощью психотерапии

Методика психотерапии может использоваться как отдельно, так и совместно с медикаментами. Для каждого пациента подбирается индивидуальная программа в зависимости от тяжести депрессии. Психотерапия помогает предотвратить рецидивы и восстановить психическое здоровье.

Профилактика

Главными мерами профилактики депрессии являются:

  • полноценный отдых (отказ от вредных привычек, расслабляющие ванны, прослушивание музыки, прогулки перед сном);
  • физическая активность (регулярные занятия спортом, желательно, групповые);
  • релаксация (дыхательные техники, аудиорелаксация, аутогенная тренировка).

Люди, обладающие хорошим здоровьем и имеющие регулярный отдых менее подвержены развитию депрессии.

Заключение

Результат зависит от настроя пациента и его потребности избавиться от недуга. При своевременной консультации у специалиста можно навсегда избавиться от депрессии, вернув себе полноценную жизнь. Многое зависит от окружающих людей, ведь их поддержка может вселить в человека силы для дальнейшей борьбы!

Сохраните ссылку на статью, чтобы не потерять!