Аффективно-респираторные приступы у детей: причины, симптомы и лечение

Профилактика и причины (АРП) аффективно-респираторного приступа у ребенка, советы родителям

1. Почему возникают приступы? 2. Как это выглядит? 3. Механизм развития и клиническая картина 4. Дыхание и эмоции 5. Что делать во время приступа? 6. Простые правила для родителей 7. Как выставляется диагноз?

Это приступы, при которых после воздействия чрезмерного для нервной системы эмоционального или физического раздражителя у ребенка задерживается дыхание, возникает кратковременное апноэ (остановка дыхания), иногда присоединяются судороги и потеря сознания. Такие приступы проходят обычно без последствий, но требуют наблюдения невролога и кардиолога.

Аффективно-респираторные приступы возникают у детей в возрасте от 6 месяцев до полутора лет. Иногда они появляются и у ребенка 2-3-летнего возраста. Новорожденные не страдают, до 6 месяцев приступов практически не бывает из-за выраженной незрелости нервной системы, а с возрастом ребенок их «перерастает». Частота приступов – до 5% от численности всех малышей. Такой ребенок требует особого внимания при воспитании, потому что детские приступы эквивалентны истерическим припадкам у взрослых.

Почему возникают приступы?

Ведущие причины – наследственные. Есть дети, возбудимые от рождения, и есть особенности характера родителей, которые невольно провоцируют эти приступы. Родители таких детей тоже переживали в детстве приступы «закатывания». У детей аффективно-респираторные пароксизмы могут возникать в ответ на следующие ситуации и раздражители:

  • игнорирование взрослыми требований ребенка;
  • отсутствие внимания родителей;
  • испуг;
  • возбуждение;
  • усталость;
  • стресс;
  • перегрузка впечатлениями;
  • падения;
  • травмы и ожоги;
  • семейный скандал;
  • общение с неприятным (с точки зрения ребенка) родственником.

Взрослые должны понимать, что ребенок так реагирует неосознанно, а вовсе не намеренно. Это временная и ненормальная физиологическая реакция, которая ребенком не контролируется. В том, что у ребенка возникает такая реакция, «виноваты» особенности его нервной системы, которые изменить уже нельзя. Ребенок таким родился, ранний возраст – начало всех проявлений. Это нужно корректировать педагогическими мерами, чтобы избежать проблем с характером в старшем возрасте.

Как это выглядит?

Аффективно-респираторный синдром педиатры условно делят на 4 типа. Классификация такая:

  • Простой вариант, или задержка дыхания в конце выдоха. Чаще всего развивается после недовольства ребенка или травмы. Дыхание восстанавливается самостоятельно, насыщение крови кислородом не снижается.
  • «Синий» вариант, который чаще всего возникает вслед за болевой реакцией. После плача происходит форсированный выдох, рот открыт, никаких звуков ребенок не издает – «закатился». Видны закатывание глаз и остановка дыхания. Малыш вначале ярко краснеет, потом синеет, затем обмякает, иногда теряет сознание. Некоторые приходят в сознание после восстановления дыхания, а другие сразу засыпают на час или два. Если записать ЭЭГ (энцефалографию) во время приступа, то никаких изменений на ней нет.
  • «Белый» тип, при котором ребенок почти не плачет, а резко бледнеет и сразу теряет сознание. Затем наступает сон, после которого нет никаких последствий. Судорожного очага на ЭЭГ не обнаруживается.
  • Осложненный – начинается как один из предыдущих, но затем присоединяются пароксизмы, похожие на эпилептический приступ, которые могут сопровождаться даже недержанием мочи. Однако последующее обследование никаких изменений не обнаруживает. Такое состояние может представлять опасность для всех тканей из-за выраженного кислородного голодания, или гипоксии головного мозга.

Опасности для жизни такие судороги не представляют, но консультация невролога обязательна для того, чтобы отграничить их от более тяжелых случаев. Дыхание останавливается на время от нескольких секунд до 7 минут, сохранить самообладание при этом родителям очень трудно. Среднее время остановки дыхания – 60 секунд.

Механизм развития и клиническая картина

Выглядят припадки устрашающе, особенно у грудничка. Когда ребенок перестает дышать, поступление кислорода в организм прекращается. Если задержка дыхания длится долго, рефлекторно падает мышечный тонус – малыш «обмякает». Это реакция на острую кислородную недостаточность, которой подвергается головной мозг. В мозгу возникает защитное торможение, работа его перестраивается, чтобы потреблять как можно меньше кислорода. Наступает закатывание глаз, которое сильно пугает родителей.

При продолжающейся задержке дыхания мышцы резко повышают тонус, тело ребенка напрягается, выгибается, могут наступить клонические судороги – ритмичные подергивания туловища и конечностей.

Все это приводит к накоплению в организме углекислого газа – гиперкапнии. От этого рефлекторно прекращается спазм мышц гортани, и малыш делает вдох. Вдох обычно делается при плаче, затем ребенок дышит хорошо и спокойно.

На практике до судорог доходит редко. После апноэ обычно ребенок сразу перестает закатываться, у некоторых дыхание восстанавливается после «обмякания».

Дыхание и эмоции

Приступ не зря называется аффективно-респираторным, сокращенно АРП. Маленький ребенок так выражает свой гнев и недовольство, если что-то делается «не по нему». Это самый настоящий аффект, эмоциональный припадок. Такой ребенок изначально отличается повышенной эмоциональной возбудимостью и капризностью. Если оставить особенности характера без внимания, то в старшем возрасте ребенок дает настоящие истерические реакции, если ему в чем-то отказывают: падает на пол, орет на весь магазин или детский сад, топает ногами и успокаивается только тогда, когда получает желаемое. Причины этого двоякие: с одной стороны, ребенок имеет наследственные особенности нервной системы, с другой – родители не умеют с ним обращаться так, чтобы сгладить все «углы» характера.

Что делать во время приступа?

Прежде всего, не впадать в панику самим. Эмоциональное состояние окружающих взрослых передается малышу, и если растерянность и страх «подогревать», то будет только хуже. Сделайте задержку дыхания сами. Почувствуйте, что с вами и малышом от временной задержки дыхательных движений не произошло ничего страшного. Подуйте на носик малыша, похлопайте его по щекам, пощекочите. Любое такое воздействие поможет ему быстрее прийти в себя и задышать.

При длительном приступе, особенно с судорогами, положите малыша на ровную постель и поверните его голову набок. Так он не захлебнется рвотными массами, если его стошнит. Брызните на него холодной водой, оботрите лицо, осторожно пощекочите.

Если во время приступа родители «рвут на себе волосы», то состояние малыша утяжеляется. После приступа, даже если были судороги, дайте малышу отдохнуть. Не будите его, если он уснул. Важно после приступа сохранять спокойствие, говорить негромко, не шуметь. При нервозной обстановке приступ может повториться.

При любом приступе с судорогами нужно проконсультироваться с неврологом. Только врач сможет отличить АРП от эпилепсии или других неврологических расстройств.

Договоритесь с врачом о консультации, если это случилось впервые. Нужно отграничить болезнь и аффективную реакцию. Если приступ был уже не раз, а болезни нет, нужно подумать о воспитании малыша.

Если с малышом такое случилось впервые, следует вызвать детскую «скорую помощь», особенно в том случае, если возникли судороги. Педиатр оценит тяжесть состояния и решит вопрос, требуется ли госпитализация. Ведь не всегда родители могут в полной мере уследить за малышом, и так могут проявиться последствия черепно-мозговой травмы, отравления или острого заболевания.

Простые правила для родителей

Задача родителей – научить малыша распоряжаться своим гневом и яростью так, чтобы это не мешало жить остальным членам семьи.

Недовольство, гнев и ярость – естественные человеческие эмоции, никто от них не застрахован. Однако для малыша должны быть созданы границы, которые переходить он не вправе. Для этого нужно вот что:

  • Родители и все взрослые, живущие с ребенком, должны быть едины в своих требованиях. Нет ничего пагубнее для ребенка, когда один разрешает, а другой запрещает. Ребенок вырастает отчаянным манипулятором, от которого потом страдают все.
  • Определить в детский коллектив. Там иерархия выстраивается естественным образом, ребенок научается «знать свое место в стае». Если приступы происходят по дороге в сад, нужна консультация детского психолога, который конкретно укажет, что нужно делать.
  • Избегать ситуаций, когда возникновение приступа вероятно. Утренняя спешка, очередь в супермаркете, долгая прогулка на пустой желудок – все это провоцирующие моменты. Нужно так распланировать день, чтобы малыш был сыт, имел достаточный отдых и свободное время.
  • Переключать внимание. Если ребенок расплакался и плач усиливается, нужно постараться отвлечь чем-нибудь – проезжающей машиной, цветком, бабочкой, снегопадом – чем угодно. Нужно не дать эмоциональной реакции «разгореться».
  • Четко обозначить границы. Если ребенок точно знает, что он не получит игрушку (конфету, гаджет) ни от бабушки, ни от тети, если запретили папа или мама, то после самого отчаянного плача он все равно успокоится. Все происходящее нужно проговаривать спокойным тоном. Объяснить, почему плач бесполезен. «Посмотри, никто в магазине не плачет и не кричит. Нельзя – значит нельзя». Чувствительным детям нужно добавить, что мама или папа его очень любят, он хороший, но есть правила, которые не позволено нарушать никому.
  • Называть вещи своими именами и проговаривать последствия капризов. «Ты сердишься, и я это вижу. Но если ты будешь продолжать плакать, то успокаиваться тебе придется одному в своей комнате». С детьми нужно быть честными.

Как выставляется диагноз?

Вначале врач всесторонне обследует ребенка. По необходимости назначаются УЗИ головы (нейросонография) и ЭЭГ, иногда обследование сердца (ЭКГ, УЗИ). Диагноз АРП выставляется только тогда, когда никаких органических расстройств не обнаружено.

Лечение начинается с правильной организации жизни ребенка. Рекомендации простейшие – режим, диета, прогулки, занятия по возрасту. Но без выполнения этих рекомендаций никакое лечение не поможет, потому что размеренный, упорядоченный образ жизни – главное, что нужно ребенку.

Некоторым родителям нужны занятия с семейным психологом, чтобы они научились понимать собственных детей. Медикаментозное лечение требуется редко, и в этом случае чаще всего ограничивается нейропротекторами и ноотропными препаратами, а также витаминами.

Лучшая профилактика – спокойная доброжелательная обстановка в семье без ссор и длительных выяснений отношений.

Причины и лечение аффективно-респираторных приступов у детей

  1. Причины АРП
  2. Симптоматические проявления
  3. Осложнения и последствия АРП
  4. Отличия АРП от эпилепсии
  5. Лечение аффективно-респираторных приступов
  6. Медикаментозная терапия
  7. Советы родителям

Причины АРП

Ведущим фактором, провоцирующим аффективно-респираторные приступы у детей, называют наследственность. Чаще приступы возникают у малышей, чьи родители также страдали в детстве эпизодами АРП. Наследственная предрасположенность наблюдается у каждого четвертого ребенка, страдающего АРП.

Дополнительные причины возникновения приступов:

  • Факторы внешнего и внутреннего характера, к примеру, сильная усталость, боль, ощущение голода, страха, нервное перенапряжение.
  • Пробелы воспитания. Привести к формированию предрасположенности к АРП могут неверные воспитательные приемы, выраженные во вседозволенности, попустительстве, отсутствии поведенческих рамок.

Аффективно-респираторные приступы свойственны детям высшего нервного типа, характеризующегося неуравновешенностью, повышенной возбудимостью, эмоциональностью, лабильностью.

Симптоматические проявления

Синдром подразделяется на четыре основных типа, для каждого из которых свойственны определенные клинические признаки:

  • Простой. Легкая форма, для которой характерен только приступ задержки дыхания. Не сопровождается изменением оттенка кожных покровов, нарушением кровотока.
  • Синий. Является результатом эмоционального перенапряжения. Дыхание становится прерывистым на пике вдоха, наблюдается его остановка, а также синюшность кожных покровов. Если приступ длится более 20 секунд, вероятно появление судорожных состояний.
  • Бледный. Развивается на фоне неожиданной боли, то есть, привести к возникновению могут прививки или уколы. Сопровождается кратковременной остановкой дыхания, потерей сознания.
  • Осложненный. Начала характерно для приведенных выше двух типов. По мере развития появляются тонические судороги, возможна потеря сознания.

При обращении к врачу родителям ребенка важно точно описать симптомы, которыми сопровождается приступ, это поможет подобрать оптимальный вариант терапии.

Клинические проявления осложненного типа АПР являются схожими с эпилептическим припадком. В такой ситуации важно своевременно исключить или подтвердить диагноз «эпилепсия», что требует обращения к неврологу.

Осложнения и последствия АРП

Негативные последствия АРП исключены при условии своевременной диагностики и назначения лечения, синдром не несет опасности для ребенка в целом. Однако, отсутствие врачебного вмешательства при необходимости такового может привести к истощению центральной нервной системы, что чревато снижением памяти, рассеянностью, низкой способностью к концентрации внимания.

В ряде случаев аффективно-респираторные приступы могут привести к развитию эпилептических припадков. Согласно данным ВОЗ, каждый пятый ребенок, страдающий этим заболеванием, имеет в анамнезе приступы задержки дыхания. Соответственно, оставлять без должного врачебного внимания АРП категорически нельзя.

Отличия АРП от эпилепсии

Важно представлять отличия аффективно-респираторных приступов от эпилептических припадков. Основными из них являются:

  • Эпилепсия характеризуется риском развития приступа в любое время, тогда как АРП возникает чаще, если ребенок устал, чувствует боль, голод.
  • Приступы пароксизма могут протекать в различных формах и с различной тяжестью.
  • Пароксизм развивается не ранее 6 месяцев и длится до 5 – 6 лет. Эпилептические припадки могут возникать с рождения, и относятся к категории вневозрастных заболеваний.
  • АРП крайне редко развиваются во сне.

Важно исключить самостоятельную диагностику. При появлении у ребенка признаков, которые могут указывать на то или иное заболевание, следует немедленно обратиться к специалисту.

Лечение аффективно-респираторных приступов

Лечение, подбор лекарственных препаратов, определение схемы и дозировки приема медикаментов осуществляется только после постановки диагноза. В большинстве случаев ребенку не требуется проведения консервативной терапии, достаточно коррекции процесса воспитания и соблюдения родителями ряда правил.

Медикаментозная терапия

При тяжелых формах АРП ребенку может потребоваться лечение, основанное на приеме медикаментозных средств. Чаще консервативная терапия базируется на использовании седативных препаратов, витаминов, отнесенных к группе В, нейропротекторов.

В рамках лечения детей чаще практикуется использование настоев и отваров лекарственных трав, обладающих успокаивающими свойствами. Готовят их самостоятельно с применением натурального растительного сырья или приобретают готовые препараты на спиртовой основе. Дозировка подбирается с учетом состояния ребенка и его возраста.

Хорошими успокаивающими свойствами обладают теплые ванны с отваром хвои или любой морской солью. Для получения нужного результата проводить водные процедуры рекомендуется перед сном. Вода должна быть комфортной для ребенка температуры.

Принимать лекарственные препараты допустимо только при наличии врачебного предписания. Самостоятельный прием любых средств может привести к негативным для ребенка последствиям.

Советы родителям

В большинстве случаев аффективно-респираторные приступы являются результатом неверно применяемых к ребенку приемов воспитания или отсутствия такового в целом. Если необходимость в применении медикаментозного лечения отсутствует, родителям рекомендуется обратить внимание на следующие правила, которые помогут снизить вероятность возникновения приступов:

  • Важно избегать факторов, которые могут спровоцировать очередной приступ. В числе таких причин называют голод, страх, боль.
  • Если ребенок посещает детский сад, рекомендуется своевременно поставить воспитателя в известность о возможности приступа.
  • Рекомендуется определить ребенка в детский сад, если он не посещает это учреждение. В детском коллективе он научится вести себя подобающим образом. Если приступы являются результатом нежелания идти в сад, важно проконсультироваться с психологом, который выявит причину и поможет устранить ее.
  • Важно уметь переключать внимание. Если ребенок начал капризничать, при этом плач усиливается, требуется акцентировать его внимание на чем-либо, что поможет отвлечь от истинной причины конфликта.
  • Важно четко обозначить границы. Ребенок должен знать, что дозволено ему а что делать нельзя. При этом налагать запреты следует спокойным тоном. Также требуется объяснять ребенку последствия нарушения правил, например, нельзя есть мороженое, так как может заболеть горло.

Комплекс лечения, не основанный на приеме медикаментозных препаратов, включает также соблюдение ребенком режима дня и питания. Малыш должен получать достаточное количество витаминов и микроэлементов. Родителям рекомендуется помнить, что основным методом лечения АРП является положительная и доброжелательная обстановка внутри семьи. Именно спокойная уютная атмосфера поможет ребенку чувствовать себя более уверенно.


Что представляют собой аффективно-респираторные приступы у детей?

Далеко не редким считается такое явление, как аффективно-респираторные приступы у детей. Это не является заболеванием, а скорее состояние детей раннего возраста, сопровождающееся внезапно проявляющейся остановкой дыхания.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: «Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить…» Читать подробнее >>

Обычно такое может произойти после сильного удара, пережитого испуга или истерики. У малыша при этом заметно меняется состояние кожного покрова, приобретающего бледный или даже синеватый оттенок, что повергает его родителей в шоковое состояние. Это и понятно, ведь взрослые не совсем имеют представление о том, что означают эти кратковременные приступы и несут ли они в себе угрозу для здоровья и жизни ребенка.

Если рассматривать код описываемого состояния по МКБ 10, то здесь оно характеризуется как «Аномальное дыхание», которое нередко сопровождается еще и сильными судорогами, не на шутку пугающими родителей. Так что же это за приступы? Какие причины могут поспособствовать их проявлениям и насколько они опасны?

  1. Характеристика недуга
  2. Принятая классификация
  3. Опасность АРП
  4. Главная миссия родителей
  5. Медикаментозная терапия
  6. Дополнительная информация

Характеристика недуга

Итак, аффективно-респираторные приступы — это разновидность обморочного состояния или истерических припадков. Чтобы хоть как-то разобраться с этим понятием, следует все-таки рассмотреть подробнее значение «аффективно-респираторный». Слово «аффект» означает эмоцию, контролировать которую человеку не подвластно, а вот респираторный — это все, что касается органов дыхания. Другими словами, АРП — это процесс нарушения нормального дыхания в период сильнейшего эмоционального перевозбуждения.

Если остановиться на этом вопросе подробнее, то аффективно-респираторные приступы случаются у детей, чье эмоциональное состояние находится в не совсем нормальном состоянии. Как утверждают ученые мира, такие приступы одолевают детей очень капризных, избалованных и легковозбудимых.

Зачастую с аффективно респираторными приступами сталкиваются родители ребятишек, которым едва исполнилось 1,5 года и продолжаться они могут до 4-6 лет.

Хочется предупредить родителей, которые еще не сталкивались с этим, что описываемые приступы могут им показаться игрой малыша, его стремление продемонстрировать свое недовольство, капризы. Некоторые родители могут воспринять приступ за очередную истерику и вовремя не принять соответствующих мер. Им стоит взять на заметку, что описываемый пароксизм — это проявление так называемого патологического рефлекса, который срабатывает во время плача или истерики именно в ту минуту, когда ребенок выдыхает из легких большую часть воздуха.

Если остановиться на этом вопросе подробнее, то аффективно-респираторные приступы случаются у детей, чье эмоциональное состояние находится в не совсем нормальном состоянии. Как утверждают ученые мира, такие приступы одолевают детей очень капризных, избалованных и легковозбудимых.

Зачастую с аффективно респираторными приступами сталкиваются родители ребятишек, которым едва исполнилось 1,5 года и продолжаться они могут до 4-6 лет.

Хочется предупредить родителей, которые еще не сталкивались с этим, что описываемые приступы могут им показаться игрой малыша, его стремление продемонстрировать свое недовольство, капризы. Некоторые родители могут воспринять приступ за очередную истерику и вовремя не принять соответствующих мер. Им стоит взять на заметку, что описываемый пароксизм — это проявление так называемого патологического рефлекса, который срабатывает во время плача или истерики именно в ту минуту, когда ребенок выдыхает из легких большую часть воздуха.

Аффективно-респираторный пароксизм возникает у детей в момент очень сильного плача от обиды, злости или негодования по поводу сложившихся не в его пользу обстоятельств. В один из таких моментов ребенок резко прекращает плакать, открывает рот и не произносит ни звука. Родителям стоит учесть, что именно в этот момент у детей останавливается дыхание и этот момент продолжается 35-40 секунд.

Принятая классификация

Кстати, по тому, каков внешний вид приобретает лицо ребенка, у которого наступил приступ, можно определить вид припадка. Они разделяются на:

  • бледные;
  • синие.

Бледные приступы происходят в случае резкого падения или сильного удара малыша. К такому состоянию может привести и укол. В такие моменты у крохи не прощупывается пульс, и он даже не успевает заплакать.

Причины «синих» приступов кроются в очень сильной обиде малыша на что-либо, несогласии с чем-либо или неудержимой ярости. Такие приступы случаются чаще всего у малышей возрастом 1,5-2,5 года. Ребенок начинает сильно капризничать, плакать, кричать, если что-то пошло не так, как хотел этого он. На момент очень сильного вздоха в непроизвольном порядке его дыхание задерживается, а лицо приобретет синеватый оттенок. В связи с такой ситуацией у многих малышей проявляется гипертонус или резкое снижение тонуса мышц, вследствие чего тело его как бы обмякает. Малыш может выгнуться дугой. Хоть ситуация и пугающая, но в основном малыши выходят из нее без помощи взрослых.

Опасность АРП

Многих родителей интересует, а не опасны ли такие приступы для их чада? Врачи все в один голос твердят, что нет. Это состояние является возрастным и общее состояние здоровья малыша от этого никак не страдает. Вызов врача потребуется лишь в том случае, когда остановка дыхания задержалась более чем на 1 минуту.

Если аффективно-респираторный приступ случился один раз, родителям стоит успокоиться и не принимать подобную ситуацию близко к сердцу. Если же они происходят многократно, то есть более 1 раза в неделю, потребуется помощь квалифицированного невролога. Помощь врача не окажется лишней, если приступ начался иначе или по-другому закончился, то есть родители заметили у своего ребенка не характерные для приступа симптомы.

Хоть пароксизмы и проходят в большинстве случаев самостоятельно, родителям все же стоит взять себе на заметку несколько полезных советов, как помочь своему ребенку во время припадка:

  1. Ни в коем случае нельзя впадать в панику, а лучше взять малыша на руки и помнить о том, что эти приступы не нанесут малышу никакого вреда.
  2. Можно похлопать по щечкам, подергать носик, пощипать в области шеи или брызнуть холодной водой в личико.
  3. Родителям стоит помнить, что самый верный ход — это начать действовать в самом начале приступа, а не тогда, когда он достигнет своего пика. Так приступ легче остановить.
  4. После того, как приступ прошел, не стоит заострять на этом внимания, ведь большинство детей после произошедшего ничего не помнят. Лучше отвлечь ребенка на что-то другое.

Главная миссия родителей

Многие родители почему-то уверены в том, что негативные эмоции малышу ни к чему и в любую минуту стараются ему угодить, лишь бы не нервничал, не плакал, не капризничал. Однако такие действия ни к чему хорошему не приводят, а только лишь вредят. Нужно показывать, рассказывать детям, как правильно реагировать на неудачи, обиды, огорчения. Нужно с самого маленького возраста учить ребенка правильно реагировать на окружающую ситуацию, а главное, контролировать свои эмоции.

Родителям стоит также осмотреться вокруг и подумать, а не является ли причиной частых аффективно-респираторных приступов у ребенка сложившаяся вокруг него атмосфера. Может быть, именно та обстановка, в которой растет и развивается кроха, и оказывает свое негативное воздействие. Отсюда следует, что бороться с АРП — это главная задача родителей, а не врачей.

Бытует мнение, что такие приступы в основном случаются у детей, в чьих семьях наблюдаются частые конфликтные ситуации между родителями. Причиной могут послужить постоянные стрессы или повышенная опека над ребенком.

Синдром АРП, как утверждают врачи, связан именно с состоянием психологического здоровья малыша, чему родители и должны уделить особое внимание.

Родителям стоит также осмотреться вокруг и подумать, а не является ли причиной частых аффективно-респираторных приступов у ребенка сложившаяся вокруг него атмосфера. Может быть, именно та обстановка, в которой растет и развивается кроха, и оказывает свое негативное воздействие. Отсюда следует, что бороться с АРП — это главная задача родителей, а не врачей.

Бытует мнение, что такие приступы в основном случаются у детей, в чьих семьях наблюдаются частые конфликтные ситуации между родителями. Причиной могут послужить постоянные стрессы или повышенная опека над ребенком.

Синдром АРП, как утверждают врачи, связан именно с состоянием психологического здоровья малыша, чему родители и должны уделить особое внимание.

Очень важно обратить внимание на отношения родителей с ребенком. Немаловажное значение имеет и режим дня. Если ребенок голоден и уставший, капризов, соответственно, будет больше.

Медикаментозная терапия

Если же у ребенка наблюдаются регулярные аффективно-респираторные припадки, можно попробовать применить медикаментозное лечение. Только назначение должен обязательно выписывать врач.

Как и многие другие заболевания, связанные с расстройством нервной системы, АРП следует лечить при помощи седативных препаратов, нейропротекторов и витаминов группы В. Курс лечения должен продлиться примерно 2 месяца.

Так как седативные препараты нежелательны для ребенка, их рекомендуется заменить успокоительными травами, такими как:

  • пустырник;
  • корень пиона.

Дозировка этих трав также имеет немаловажное значение при лечении малыша. Она рассчитывается в зависимости от возраста, то есть одна капля лекарства на год жизни. Неплохой результат дают и ванны с применением хвои или морской соли.

Родители должны строго настрого запомнить, что никакого самостоятельного лечения аффективно респираторных приступов не должно быть.

Так как седативные препараты нежелательны для ребенка, их рекомендуется заменить успокоительными травами, такими как:

  • пустырник;
  • корень пиона.

Дозировка этих трав также имеет немаловажное значение при лечении малыша. Она рассчитывается в зависимости от возраста, то есть одна капля лекарства на год жизни. Неплохой результат дают и ванны с применением хвои или морской соли.

Родители должны строго настрого запомнить, что никакого самостоятельного лечения аффективно респираторных приступов не должно быть.

Самостоятельное лечение может оказать здоровью малыша непоправимый вред.

Только лишь врач сможет помочь и назначить грамотную терапию.

Дополнительная информация

Аффективно-респираторные приступы не опасны для жизни ребенка, но все-таки лучше, когда ребенок растет без них. А проявление этих приступов, оказывается, можно избежать. Главное условие — это обязательная спокойная и дружественная обстановка. Не нужно кричать на ребенка. Взрослым категорически воспрещается выяснять свои отношения в присутствии малыша. Нужно помнить, что истерические припадки у ребенка — это результат поведения и воспитания родителей и в том, что малыша частенько одолевают эти приступы, следует винить только взрослых.

Если же приступы начались, взрослым стоит пересмотреть свою модель поведения, а может в чем-то и исправиться. Нужно постараться не допускать возникновения ситуации, которая провоцирует истерики и плач у крохи.

И еще одно очень важно правило — нужно уметь разговаривать со своим чадом. Необходимо проявить терпение, любовь, а в момент детского срыва отвлекать внимание малыша на что-то веселое, увлекательное. И тогда приступы уже не нагрянут!

Аффективно респираторные приступы у детей

Медицинский эксперт статьи

  • Код по МКБ-10
  • Эпидемиология
  • Причины
  • Факторы риска
  • Патогенез
  • Симптомы
  • Осложнения и последствия
  • Диагностика
  • Дифференциальная диагностика
  • Лечение
  • К кому обратиться?
  • Прогноз

Среди проявлений синкопических состояний в детской неврологии отмечаются припадки кратковременной рефлекторной задержки дыхания – аффективно-респираторные приступы.

Согласно МКБ-10, они имеют код R06 с отнесением к симптомам без указания какого-либо точного диагноза.

Такие остановки дыхания в момент вдоха или выдоха нередко называют синдромом эпизодического апноэ (отсутствия дыхания) у детей, аноксическими припадками, экспираторным апноэ, а также этиологически не связанными с эпилепсией вагусными атаками, обусловленными аффективной реакцией.

В общем, данный симптом весьма распространенный, но, как утверждают медики, очень непростой.

[1], [2], [3]

Код по МКБ-10

Эпидемиология

Приводимая в различных источниках статистика аффективно-респираторных приступов показывает разную частоту случаев данного состояния, очевидно, из-за отсутствия точных клинических данных.

Согласно одним данным, частота таких приступов у здоровых детей в возрасте от шести месяцев до полутора-двух лет составляет 0,1-4,7%; по другим данным – 11-17% и даже – более 25%, хотя повторяющиеся приступы зафиксированы только у пятой части этого количества, с судорогами – до 15%, а с обмороками – менее 2%.

Примерно в 20-30% случаев аффективно-респираторными приступами в раннем детстве страдал один из родителей ребенка.

[4], [5], [6], [7]

Причины аффективно-респираторных приступов

В настоящее время ключевые причины аффективно-респираторных приступов у детей от шести месяцев до четырех-пяти лет усматривают в том, что многим структурам центральной нервной системы (ЦНС) в раннем детстве свойственна функциональная незрелость с отсутствием четкой координации в их работе и не до конца адаптированная вегетативная нервная система (ВНС).

В первую очередь, это связано с продолжающейся после рождения миелинизацией нервных волокон. Так, у детей спинной мозг и его корешки полностью покрываются миелиновой оболочкой только к трем годам, вагус (блуждающий нерв) миелинизируется до четырех лет, а волокна проводящих путей ЦНС (в том числе аксоны пирамидного тракта продолговатого мозга) – до пятилетнего возраста. А вот тонус блуждающего нерва стабилизируется намного позже, и, вероятно, поэтому аффективно-респираторные приступы у новорожденного происходят достаточно редко, и в таких случаях они могут быть признаком врожденной аномалии Арнольда-Киари или генетически обусловленных и передающихся по наследству синдромов Ретта (Rett syndrome) и Райли-Дея (Riley-Day syndrome).

Продолговатый мозг и его дыхательный центр, поддерживающий рефлекторный автоматизм движения дыхательных мышц, у детей развит хорошо, и выполняет свои функции с момента появления ребенка на свет, однако расположенный здесь же сосудодвигательный центр не всегда обеспечивает адекватность вазомоторных реакций.

В раннем детстве продолжают совершенствоваться симпатический и парасимпатический отделы ВНС, обеспечивающей дыхательный и все остальные безусловные рефлексы. В то же время количество передающих нервные импульсы синапсов стремительно возрастает, а возбуждение нейронов пока что адекватно не уравновешивается их торможением, поскольку в подкорке детского головного мозга недостаточен синтез гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК) – ингибирующего нейромедиатора ЦНС. Вследствие этих особенностей кора больших полушарий может подвергаться как прямому, так и отраженному диффузному перевозбуждению, чем специалисты объясняют не только повышенную нервную возбудимость многих детей младшего возраста, но и их эмоциональную лабильность.

Необходимо заметить, что, в отличие от зарубежных, многие отечественные педиатры приравнивают аффективно-респираторные приступы у детей к истерическим припадкам или саморазрешающимся истерическим пароксизмам, то есть, по сути, к проявлениям истерического невроза.

[8], [9], [10], [11], [12]

Факторы риска

Главные факторы риска или триггеры аффективно-респираторных приступов у детей: внезапный страх, неожиданно возникающая сильная боль, например, при падении, а также бурное выражение негативных эмоций, нервное перенапряжение или стрессовое потрясение.

Психологами признано немаловажное значение реакции родителей на проявления сильных эмоций, раздражительности или недовольства детей. Следует иметь в виду, что склонность к подобным приступам, как и ко многим другим синкопальным состояниям, может передаваться генетически – вместе с типом вегетативной нервной системы (гиперсимпатикотоническим или ваготоническим).

У неврологов предрасполагающими факторами считаются все-таки особенности ЦНС и ВНС в период раннего детства, способствующие высокой нервной возбудимости и гипертонусу симпатической части вегетативной нервной системы, которая особенно активно проявляется в стрессовых ситуациях. Играет роль и чрезмерная реактивность отдельных структур лимбической системы, в частности, контролирующего работу ВНС гипоталамуса и регулирующего эмоции гиппокампа головного мозга.

Кроме того, к возможным факторам, которые при плаче у ребенка могут провоцировать задержки дыхания, относят железодефицитную анемию у детей.

[13], [14], [15], [16], [17]

Патогенез

Нейрофизиологии продолжают выяснять патогенез аффективно-респираторных приступов, но подчеркивают его безусловную связь с возрастными особенностями ЦНС и, в большей мере, функционированием ВНС.

При аффективно-респираторном приступе, возникающем у кричащего и плачущего ребенка на фоне испуга, боли или неконтролируемого взрыва негативных эмоций, происходит рефлекторное угнетение дыхательного центра продолговатого мозга из-за гипероксигенации или гипероксии – значительного возрастания уровня кислорода в крови и повышения его парциального давления (что является результатом частого глубокого дыхания при плаче или крике) и уменьшения объема углекислого газа в крови (гипокапнии).

Схематично механизм развития аффективно-респираторных приступов выглядит так. Кратковременное, но резкое изменение соотношения кислорода и углекислого газа в крови фиксируется хеморецепторами и осмотическими рецепторами каротидного синуса – локализованной на внутренней сонной артерии особой рефлексогенной зоны. Химический и барометрический сигналы преобразуются в нервные импульсы, воспринимаемые блуждающим нервом, который участвует в дыхании, иннервируя глотку и гортань, и управляет частотой пульса.

Далее импульсы направляются к нейронам мышечных волокон глотки и гортани, и те сразу же рефлекторно реагируют спазмом, который препятствует вдоху, блокируя дыхательную мускулатуру, и провоцирует апноэ. При этом повышается давление внутри грудной клетки; развивается брадикардия – замедляется пульс; идущий от мозга через блуждающий нерв сильный отраженный сигнал вызывает асистолию: в течение 5-35 секунд сердце фактически перестает биться.

Также снижается минутный объем сердца (количество крови, выбрасываемое во время систолы) и, соответственно, артериальное давление и приток крови к головному мозгу. Также кровь застаивается в венах, а кровь в артериях теряет кислород (отмечается гипоксемия), отчего ребенок бледнеет и начинает терять сознание.

[18]

Аффективно-респираторный синдром у детей

Аффективно-респираторный синдром (АРС) – эпизодические кратковременные остановки дыхания у детей, развивающиеся при интенсивном эмоциональном возбуждении. Приступы апноэ появляются на пике плача, сильной боли, испуга после удара, падения. Аффект внезапно прекращается, ребенок не может вдохнуть, замолкает, синеет или бледнеет, тонус мышц падает. Иногда возникают судороги, обмороки. Через несколько секунд дыхание восстанавливается. Диагностика основана на опросе, осмотре невролога, дополняется ЭЭГ, консультацией психиатра, кардиолога, пульмонолога. Лечение проводится с помощью медикаментов, психокоррекции методов воспитания.

  • Причины АРС у детей
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы АРС у детей
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Лечение АРС у детей
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Название синдрома «аффективно-респираторный» произошло от двух слов: «аффект» – интенсивная неконтролируемая эмоция, «респираторный» – относящийся к процессу дыхания. АРС – нарушение ритмичности вдоха-выдоха на фоне сильного гнева, плача, страха, боли. Синонимичные названия – аффективно-респираторный приступ, закатывания в плаче, приступ апноэ, задержки дыхания. Распространенность синдрома составляет 5%. Эпидемиологический пик охватывает детей от шести месяцев до полутора лет. После пятилетнего возраста приступы развиваются крайне редко. Гендерные особенности не влияют на частоту патологии, однако у мальчиков проявления чаще исчезают к 3 годам, у девочек – к 4-5.

Причины АРС у детей

Детям свойственно испытывать гнев, ярость, обиду, страх, но эти эмоции не всегда приводят к респираторным нарушениям. Причинами апноэ при сильном аффективном возбуждении могут стать:

  • Тип высшей нервной деятельности. Лабильность, неуравновешенность нервной системы проявляются повышенной чувствительностью, эмоциональной неустойчивостью. Дети легко поддаются аффекту, вегетативный компонент выраженный.
  • Наследственная предрасположенность. Положительный семейный анамнез определяется у 25% детей, имеющих аффективно-респираторные приступы. Наследуемым является темперамент, особенности вегетативных реакций.
  • Ошибки воспитания. Пароксизмы формируются, поддерживаются неправильным отношением родителей к ребенку, его поведению, эмоциям. Развитию синдрома способствует вседозволенность, воспитание по типу кумира семьи.
  • Внутренние и внешние факторы . Приступы возникают при воздействии негативных факторов, могут провоцироваться физической болью, накопленной усталостью, нервным напряжением, чувством голода, фрустрацией.

Патогенез

До пяти лет дети неспособны критически относиться к своим эмоциям и поведению, сдерживать, контролировать внешние проявления. Откровенность, прямота, экспрессивность становятся основой ярких аффективных реакций. Плач, испуг провоцируют судорожное сокращение мускулатуры в области гортани. Развивается состояние, напоминающее ларингоспазм: голосовая щель сужается, практически полностью перекрывается, дыхание останавливается. Иногда параллельно возникают тонические и клонические судороги – непроизвольное мышечное напряжение, подергивания. Через 10-60 секунд приступ прекращается – мускулатура расслабляется, дыхание возобновляется. Каждый приступ развивается по фазам: нарастание аффекта, дыхательный спазм, восстановление.

Классификация

Классификация аффективно-респираторных приступов базируется на особенностях и тяжести клинических проявлений. Выделяют четыре типа синдрома:

  • Простой. Самая легкая форма приступа. Проявляется задержкой дыхания при выдохе. Развивается как реакция на травму, фрустрацию. Признаки нарушения кровообращения, оксигенации отсутствуют.
  • Синий. Наблюдается при выражении гнева, недовольства, фрустрации. Прерывистое дыхание на вдохе останавливается, появляется синюшность (цианоз). При задержке дыхания более 10-20 секунд снижается мышечный тонус, возникают судорожные сокращения.
  • Бледный. Отмечается после неожиданного болевого воздействия – удара, укола, ушиба. На высоте аффекта ребенок бледнеет, теряет сознание. Плач проявляется слабо или отсутствует.
  • Осложненный. Начинается как синий или бледный тип. По мере развития возникают клонические, тонические судороги, потеря сознания. Внешне приступ схож с эпилептическим припадком.

Симптомы АРС у детей

Аффективно-респираторные проявления начинаются при плаче, испуге, боли. Ребенок дышит прерывисто, внезапно замолкает, замирает, рот остается открытым. Слышны хрипы, шипение, щелчки. Проявления апноэ непроизвольны. Дыхание прерывается на период от 10 секунд до 1 минуты. Простой приступ завершается спустя 10-15 секунд, дополнительные симптомы отсутствуют. Апноэ после падения, удара сопровождается побледнением кожи, слизистых оболочек. Болевая реакция развивается очень быстро, плач отсутствует либо слышны первые всхлипы. Возникает обморок, пульс слабый или не прощупывается.

Аффективно-респираторный синдром при негативных эмоциях – обиде, ярости, фрустрации – характерен для малышей 1,5-2 лет. Остановка дыхания происходит в момент сильного плача, крика. Сопровождается посинением кожи, одновременным гипертонусом или резким снижением тонуса мышц. Тело ребенка выгибается дугой либо обмякает. Реже развиваются клонические судорожные мышечные сокращения (подергивания). Во всех случаях происходит самостоятельное восстановление процесса дыхания, цвет кожных покровов нормализуется, судороги исчезают. После простого приступа ребенок быстро восстанавливается – начинает играть, бегать, просит еды. Продолжительные приступы с потерей сознания, судорогами требуют более длительного восстановления. После завершения апноэ ребенок тихо плачет, засыпает на 2-3 часа.

Осложнения

Аффективно-респираторный синдром не представляет непосредственной опасности для ребенка. Без адекватного лечения существует риск развития эпилепсии – среди пациентов с данным заболеванием приступы задержанного дыхания в анамнезе встречаются в 5 раз чаще, чем в общей популяции. Эта особенность объясняется врожденной способностью головного мозга чувствительно реагировать на внешние и внутренние факторы. Побочными эффектами аффективно-респираторного синдрома являются кислородное голодание мозга, истощение ЦНС, проявляющиеся астенией, расстройствами памяти, внимания, мыслительной деятельности.

Диагностика

Для диагностики аффективно-респираторного синдрома и его дифференциации с другими заболеваниями, протекающими с приступами нарушения дыхания, судорогами, используются клинические, инструментальные и физикальные методы. Ведущими специалистами являются врач-психиатр и невролог. Диагностический алгоритм включает следующие методики:

  • Опрос. Невролог и психиатр выслушивают жалобы родителя, задают уточняющие вопросы о симптомах приступов, продолжительности, частоте, причинах. Проводят первичную дифференциальную диагностику АРС и эпилепсии. Основные критерии – спонтанность/провоцируемость пароксизмов, учащение при возбуждении/независимость от общего состояния, стереотипность/вариабельность приступов, возраст до 5 лет/ старше.
  • Осмотр. Обязательное физикальное обследование проводится неврологом. Специалист оценивает сохранность рефлексов, чувствительности, сформированность двигательных функций, подтверждает отсутствие или наличие неврологической патологии. При нечеткой клинической картине, скудности жалоб родителей, отягощенном семейном анамнезе назначается осмотр кардиолога, пульмонолога, аллерголога для исключения кардиоваскулярных заболеваний, бронхиальной астмы, аллергии, синдрома апноэ у недоношенных и маловесных детей.
  • Инструментальные методы. Для различения аффективно-респираторного синдрома с эпилепсией выполняется электроэнцефалография. Повышенная биоэлектрическая активность не характерна для АРС. Электрокардиография позволяет исключить заболевания сердца, сопровождающиеся остановкой дыхания. Спирография используется для оценки функциональности легких, выявления причины дыхательного спазма.

Лечение АРС у детей

Лечение аффективно-респираторного синдрома проводится комплексно. Помощь психолога, психотерапевта показана всем детям и их семьям. Решение о необходимости назначения фармпрепаратов принимается врачом индивидуально, зависит от тяжести симптомов, возраста пациента. Используются следующие методы терапии:

  • Психотерапия.Занятия с психологом, психотерапевтические сеансы направлены на коррекцию семейных отношений, выработку эффективной воспитательной тактики. Игровые тренинги ориентированы на прививание ребенку самостоятельности, умения противостоять фрустрации, стрессовым факторам.
  • Прием медикаментов. Детям с аффективно-респираторным синдромом назначаются нейропротекторы, ноотропы, седативные препараты, аминокислоты (глицин, глютаминовая кислота), витамины группы B. Тяжелые рецидивирующие приступы купируются транквилизаторами.
  • Коррекция образа жизни. Для предупреждения усталости, раздражительности ребенка родителям рекомендуется рационально распределять время сна и отдыха, обеспечивать малышу достаточную физическую активность, полноценное питание. Необходимо ограничить просмотр телевизора, компьютерные игры.

Прогноз и профилактика

Прогноз аффективно-респираторного синдрома положительный, симптомы обычно исчезают к 5 годам. Предотвратить приступы помогают психологические приемы при взаимодействии с ребенком: необходимо научиться предчувствовать эмоциональные вспышки и предупреждать их – вовремя кормить малыша, обеспечивать полноценный сон, отдых, активные игры, позволяющие снять эмоциональное напряжение. Плач проще остановить переключением внимания, просьбой выполнить действие (принеси, посмотри, сбегай), а не требованием прекратить проявление эмоций. Фразы «не реви», «не ной» «перестань сейчас же» только усиливают аффект. Детям двух-трех лет стоит объяснять их состояние, указывать на неуместность, неэффективность истерики.

ГБУЗ СК «ГП № 4» г. Ставрополя
Adblock
detector